ДООП РОСИНКИ

Содержание
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы» ......................................................... 3
1.1 Пояснительная записка ................................................................................................................ 3
1.2 Цель и задачи программы ........................................................................................................... 8
1.3. Содержание программы ............................................................................................................. 9
1.3.1. Учебный план 1 год обучения ............................................................................................. 17
1.3.2 Учебный план 2 год обучения .............................................................................................. 18
1.4. Планируемые результаты ......................................................................................................... 18
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий» ............................................... 19
2.1. Календарный учебный график................................................................................................. 19
2.2. Условия реализации программы ............................................................................................. 19
2.3. Формы аттестации .................................................................................................................... 20
2.4. Оценочные материалы .............................................................................................................. 20
2.5. Методические материалы......................................................................................................... 20
2.6. Воспитательный компонент………………………………………… ………………………21
2.7. Список литературы .................................................................................................................. 24

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»
1.1. Пояснительная записка
Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми
документами:
Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН
от 20.11.1989г.);
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 г. № 295-ФЗ «О
внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г.
№ 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 г. № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных
образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
и Министерства просвещения Российской Федерации от 5 августа 2020 г. №
882/391 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
при сетевой форме реализации образовательных программ»;
Методические
рекомендации
по
реализации
адаптированных
дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с
ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их
особых образовательных потребностей (письмо Министерства образования и
науки РФ от 29 марта 2016 г. № ВК-641/09);
Методические рекомендации «Создание современного инклюзивного
образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями
здоровья и детей-инвалидов на базе образовательных организаций, реализующих
дополнительные общеобразовательные программы в субъектах Российской
Федерации» (письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 30
декабря 2022 года № АБ – 3924/06);
Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеразвивающих программ нового поколения (включая разноуровневые
программы в области физической культуры и спорта) (утвержденные приказом
ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения
физического воспитания, 2021 год);
Письмо министерства просвещения Российской Федерации от 19.08.2022 г.
«Об адаптированных дополнительных общеразвивающих программах»;
Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года
(распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);

Паспорт
национального
проекта
«Образование»
(утвержденный
президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому
развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018г. №16);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября
2019 года № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем
дополнительного образования детей»;
Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы.
Методические
рекомендации ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»» //
Москва: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2023.;
Положение об организации дополнительного образования в МБДОУ
«Детский сад № 7» и другие локальные акты учреждения.
Данная программа дополнительного образования относится к программам
художественной направленности.
Уровень освоения содержания образования — стартовый. Основными
задачами данного уровня являются: первоначальное знакомство с предметом,
формирование интереса к данной деятельности, приобретение первоначального
опыта деятельности по предмету.
Актуальность программы
Настоящая дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности «РОСИНКИ» (далее – Программа)
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад № 7» (далее – МБДОУ) определяет содержание и организацию
развивающей деятельности для воспитанников в возрасте от 5-7 лет.
Педагогическая целесообразность обусловлена важностью художественного
образования, использования познавательных и воспитательных возможностей
хореографических занятий, формирующих у дошкольников творческие
способности, чувство прекрасного, эстетический вкус, нравственность, а также
пробуждение в воспитанниках стремления к прекрасному, интереса к
музыкальному и танцевальному творчеству; приобщение к физической культуре и
здоровому образу жизни; усиление эмоциональной отзывчивости и творческой
активности; знакомство с танцевальной культурой, развитие образного мышления
и воображения.
Доказано, что дети, занимающиеся основами хореографии, к моменту
поступления в школу владеют достаточно прочным запасом двигательных навыков
и умений, обладают хорошей памятью, вниманием, фантазией. Для них характерна
правильная осанка, высокая работоспособность, целеустремленность и, что не
менее важно, интерес к познанию. Все это помогает ребятам быстрее
адаптироваться к новым требованиям, которые предъявляются в учебной
деятельности. Танцевальное искусство воспитывает коммуникабельность,
трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру

общения. Кроме того, оно развивает ассоциативное мышление, побуждает к
творчеству.
Реализация программы направлена, в том числе, на формирование и развитие
творческих способностей детей и удовлетворение их индивидуальных
потребностей
в
интеллектуальном,
нравственном
и
физическом
совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа
жизни, укрепление здоровья за рамками основного образования.
Отличительные особенности программы (предусматривает возможность или
реализуется по принципу сетевого партнерства).

Отличием данной программы является то, что она строится на принципе
вариативности, который реализуется в программе следующим образом:
«Учащемуся предоставляется возможность подбирать более оптимальные решения
для поставленной задачи. Этот принцип учит творческому мышлению, умению
находить новые, ранее не изученные пути решения заданий. Вариативность по
программе предполагает наличие нескольких выходов из какой-либо ситуации или
задачи и дает возможность мыслить шире».
Объем вариативных форм деятельности, форм освоения программы,
содержания, творческих заданий по различным уровням сложности поможет
каждому учащемуся идти в образовательном процессе по собственной траектории.
Именно это позволит ему быть успешным, почувствовать себя значимым, поверить
в свои возможности с раннего возраста. В процессе обучения значимое место
уделяется методу интеграции, который позволяет соединить элементы различных
предметов: музыки, театра, физкультуры, что способствовало рождению
качественно новых практических знаний и умений. Активно используется игровой
метод. Обучение танцевальным движениям происходит путем практического
показа и словесных объяснений, при наличии специального оборудования можно
организовать просмотр видео.
Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте от 5 до 7 лет.
В процессе реализации программы учитываются возрастные особенности детей.
Возрастные особенности обучающихся (характеристика всех категорий
обучающихся по программе).

Возрастные особенности детей 5 - 6 лет.
В этом возрасте ребёнок – дошкольник достигает больших успехов в
развитии движений, что выражается в особой грации, лёгкости и изяществе. У
детей резко возрастет способность к исполнению разнообразных и сложных по
координации движений – из области хореографии, гимнастики. Это даёт
возможность подбирать для работы с детьми более сложный репертуар, в основе
которого не только народная музыка, детские песни, но и некоторые классические
произведения.
Наблюдаются отличия в движениях мальчиков и девочек (у мальчиков –
более порывистые, у девочек плавные, мягкие, уравновешенные), общей
конфигурации тела в зависимости от пола ребёнка. Активно формируется осанка
детей, правильная манера держаться.

Возрастные особенности детей 6 - 7 лет.
На седьмом году жизни у детей совершенствуются навыки выполнения
разнообразных видов движений: появляется координация в движениях рук и ног,
более ритмичными становятся ходьба, бег, прыжки, различные виды сложных
циклических движений (шаг польки, переменный шаг и др.) Развитие воображения
и фантазии способствует более выразительному и осмысленному выполнению
образно – игровых движений. Дети способны запоминать достаточно большой
объём различных движений и перестроений, что способствует расширению
исполняемого репертуара. Дети становятся более изобретательны в импровизации
движений под музыку. Зрительно – моторная координация девочек более
совершенна.
Различия в характере исполнения движений и музыкальных предпочтений у
девочек и мальчиков становятся более отчётливыми. Девочки любят исполнять
лирические танцы. Движения у них более плавные, изящные, мягкие.
У мальчиков движения более резкие и порывистые, они предпочитают
маршеобразные чёткие ритмы.
Для успешной реализации программы целесообразно объединение
обучающихся в учебные группы численностью 15 – 25 человек.
Объем программы: 72 часа.
Форма обучения: очная.
Методы обучения:
•
метод практического обучения, где в учебно-тренировочной работе
осуществляется освоение умений и навыков, связанных с постановочной,
репетиционной работой, осуществляется поиск художественного и технического
решений;
•
метод словесного обучения: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия о
правильности выполнения упражнения, движения, постановки рук корпуса. С его
помощью описывается техника движений, связанная с музыкой, дается
терминология, историческая справка и др.;
•
наглядные методы обучения: демонстрация видеофильмов, видеороликов с
танцевальной тематикой (концерты различных коллективов, курсы растяжек,
художественные танцевальные фильмы), показ танцевальных движений,
наблюдение за выполнением преподавателем танцевального движения и др.;
•
практические методы обучения: упражнения на дыхание, сюжетно- ролевые
игры, работа с аудио- и видеоматериалами, исполнение танцев и др;
•
метод активного слушания музыки для проживания образных представлений
и превращения их в двигательные упражнения.
•
Так же используется классификация методов по типу познавательной
деятельности:
•
объяснительно-иллюстративный метод, объяснение учебного материала,
показ видеофильмов, фотографий, танцевальных движений и элементов танцев;

•
репродуктивный метод, способ организации деятельности учащихся по
неоднократному воспроизведению сообщённых им знаний по хореографии и
ритмике, и показанных способов действий;
•
частично-поисковый метод, приобщение учащихся к исследовательской
деятельности, расширение теоретических знаний с помощью литературы;
•
эвристический метод, самостоятельная подготовка танцевальных движений,
номеров;
•
метод интеграции, который позволяет соединить элементы различных
предметов: музыки, театра, физкультуры, что способствовало рождению
качественно новых практических знаний и умений;
•
игровой метод, что позволяет учащимся раскрепощаться и избавляться от
эмоциональных зажимов, что поможет в дальнейшем учащимся успешно
выступать перед зрителями на сценической площадке.
•
Обучение танцевальным движениям происходит путем практического показа
и словесных объяснений, при наличии специального оборудования можно
организовать просмотр видео. При изучении нового или повторении пройденного
материала следует, как можно чаще менять построение учащихся в зале, менять в
последовательном порядке лини, по которым построены учащиеся.
В процессе обучения хореографии применяются специфические приемы
обучения:
•
повтор на принципах подражания;
•
сравнение;
•
комментирование;
•
инструктирование;
•
корректирование;
•
выявление лучшего исполнителя в данном танцевальном ансамбле;
•
исправление ошибок и закрепление материала;
•
совершенствование разученного танцевального материала и проверка
знаний;
•
объяснения, комментарии, указания в процессе разучивания и исполнения;
•
индивидуальный и фронтальный опрос;
•
обращение к образу;
•
деление ансамбля на группы;
•
разучивание танцевальной лексики в умеренном (более медленном) темпе.
•
смена видов деятельности;
•
обобщение.
Тип занятий: изучение новой информации, занятия по формированию новых
умений, обобщение и систематизация изученного, практическое применение
знаний, умений (закрепление), комбинированные занятия (теория – практика),
контрольно-проверочные занятия. В основе программы лежат практические
занятия. Разные типы и формы занятий создают условия для развития
познавательной активности, повышения интереса учащихся к обучению. В
образовательном процессе важная роль отводится воспитательной работе. Это не
только экскурсии, посещения выставок, концертов, фестивалей, но и традиционные
мероприятия детско-юношеского танцевального коллектива. Благодаря этому

происходит укрепление семейных отношений, объединение родителей и учащихся
в союз единомышленников, увлеченных танцевальным творчеством.
Формы проведения занятий Занятия проводятся с использованием
различных форм организации учебной деятельности (групповая, массовая,
индивидуальная). Разнообразные типы и формы занятий создают условия для
развития познавательной активности, повышения интереса учащихся к обучению.
Широко применяются коллективная, групповая, индивидуальная, фронтальная и
парная форма организации учебной деятельности, а также нетрадиционные формы
занятий: занятие - спектакль; занятие-путешествие; занятие – фантазия; занятие –
творчество; репетиционные занятия, занятие- концерт, занятие-соревнование,
занятие-экскурсия, конкурсы, праздники, видео занятия; занятия-консультации;
занятие взаимообучения учащихся; занятие-зачёт; занятие- игра.
Срок освоения программы: 2 года.
Режим занятий. По программе планируется 2 занятия в неделю по 1
академическому часу.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы - Развитие творческой личности в процессе обучения
искусству хореографии и приобщение учащихся к основам здорового образа
жизни.
Задачи программы:
Обучающие
способствовать формированию у учащихся компетенций по танцевальному
искусству и здоровому образу жизни;
способствовать формированию у учащихся художественно-образного
восприятия и мышления.
Развивающие
-способствовать развитию у учащихся физических данных: пластики, гибкости,
координации движений, ориентировки в пространстве;
-развить творческие способности учащихся: артистизм, фантазию, способность к
импровизации.
воспитательные
-способствовать воспитанию культуры общения учащихся;
-способствовать воспитанию волевых качеств учащихся: целеустремленности,
выдержки, дисциплинированности;
воспитывать у учащихся художественный вкус и эмоциональную
отзывчивость;
-воспитывать культуру здорового образа жизни.

1.3. Содержание программы
Первый год обучения:
1.Вводное занятие – 3 ч.
Теория: Знакомство. Беседа о правилах поведения на занятиях, ознакомление с
планом работы, расписанием занятий, техникой безопасности в танцевальном зале.
Беседа об искусстве танца.
2.Азбука музыкального движения – 10 ч.
Теория: музыкально-ритмическое воспитание детей- универсальное средство для
развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности
движений.
«Ритмика» включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные
задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, поскольку недостаточное
музыкальное развитие детей обычно является основным тормозом в развитии их
танцевальных способностей. Упражнения этого раздела должны способствовать
развитию музыкальности: формировать музыкальное восприятие, представления о
выразительных средствах музыки, развивать чувство ритма. Следует развить
умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее
характер, метроритм, умение согласовывать музыку с движением.
Практика: Упражнения
• Определение и передача в движении:
• 1-характера музыки (спокойный, торжественный);
• 2-темпа (умеренный);
• 3-сильных и слабых долей.
• Упражнения на развитие ориентации в пространстве.
• ходьба: бодрая, маршеобразная, спокойная, умение пройти под музыку;
• бег (легкий, стремительный, широкий);
• танцевальный шаг (выворотное положение ноги, с носка на пятку);

• подскоки на месте и с продвижением вперед с вытянутой и сокращенной
стопой;
с. Упражнения на развитие «мышечного чувства» и отдельных групп мышц.
• упражнения для пальцев и кистей рук: сгибание кистей вниз–вверх,
руки вытянуты в стороны на уровне плеч;
• движение рук. Имитация «Полоскание»;
• «пушинка» - схватить пух пальцами;
• прослушивание простейших ритмических рисунков;
• поклон. Поклон дисциплинирует ребенка и приучает к правилам
хорошего тона.
Мальчики - I свободная позиция, руки опущены вдоль корпуса.
«Раз» - шаг в сторону правой ногой, голова прямо.
«Два» - подставить левую ногу в I позицию.
«Три» - опустить подбородок вниз.
«Четыре» - вернуть голову в исходное положение.
Девочки – I свободная позиция ног, руки в IV позиции.
«Раз» - шаг правой ногой в сторону, голова прямо.
«Два» - подставить левую ногу в I позицию.
«Три» - demi – plie, подбородок опустить вниз
«Четыре» - исходное положение.
3. Партерная гимнастика – 10 ч.
Теория: термин «партерная гимнастика» появился не так давно. Его
возникновение связано с развитием нетрадиционных видов гимнастики. Слово
партер произошло от французскогоparterre(по земле): слово par — по, а слово
terre — земля. Под «партерной» гимнастикой понимают выполнение различного
рода упражнений в положении сидя, лежа, на боку, из различных упоров.
Практика:Упражнения

• упражнение на подвижность голеностопного сустава;
• упражнение на развитие шага;
• упражнение на развитие гибкости;
• упражнение на укрепление позвоночника;
• упражнение на развитие и укрепление брюшного пресса;
• упражнение на развитие выворотности ног;
• упражнение на развитие мышц паха;
• растяжка ног (вперед, в сторону);
• наклоны корпуса к ногам;
• упражнение на полу (шпагат).
4. Играя, танцуем– 10ч.
Теория:Игры долгие годы остаются главным и любимым занятием всех детей.
Правильно используя игры можно многого добиться в воспитании детей. Ребенок
моделирует в игре свои отношения с окружающим миром, проигрывает
различные ситуации - в одних он лидирует, в других подчиняется или
осуществляет совместную деятельность с другими детьми и взрослыми. Через
игру можно научить детей танцевать. В искусстве танца игра, по мнению И.
Хейзинга, присутствует в еще большей мере. «О каком бы народе или эпохе не
шла речь, - пишет он,- всегда можно сказать в самом полном смысле слова, что
Танец есть сама Игра, более того, представляет собой одну из самых чистых и
совершенных форм игры».
Практика:
• игра «ниточка и иголочка»; "повторяй за мной" , " у кошки", "танцующие
облака"
• игра «кот и мыши», "море волнуется раз"
• игра «лягушки и цапли». и т.д..
5.Основные танцевальные движения – 15 ч.

Теория: данном разделе объясняется правила исполнения отдельных движений.
Практика:
• шаг на носках;
• приставной шаг;
• высокий бег;
• легкие подскоки;
• галоп вперед, «лошадками»;
• притопы;
• различные виды прыжков;
• «пружинка»;
• различные виды прыжков;
• элементы русской пляски;
• положения рук в русской пляске;
• основные пространственные построения и передвижения.
6.Репетиционно-постановочная работа – 15 ч.
Теория: ведется объяснение постановочного материала танца.
Практика: разучивается танцевальная композиция, построенная на изученных
танцевальных движениях и выстраивается в законченную форму-танец.
- Основы русского народного танца
Беседа об особенностях русского народного танца, объяснение понятий «пляска»,
«хоровод». Разучивание характерных движение различных русских народных
танцев.
- Танец патриотического характера
Понятие о патриотизме и военной тематике в танце. Разбор основных
танцевальных движение и использование их в танцах военной направленности.
7.Выступления - 8 ч.
(Одна из форм оценки качества знаний).

Теория: детям объясняется правила поведения на концертных выступления.
Практика:
• праздник осени;
• новогодние выступления;
• праздник 8 марта, 23 февраля, День Победы
• фестивали и конкурсы.
Второй год обучения:
1.Вводное занятие – 3 ч.
Рассказать о целях и задачах коллектива на предстоящий год, познакомиться с
внутренними правилами, техникой безопасности в танцевальном классе.
2.Азбука музыкального движения – 10 ч.
Теория: на данном этапе дается более сложный материал для развития у детей
музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений. Следует
развить умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять
ее характер, метроритм, умение согласовывать музыку с движением.
Практика:
Является повторением первого года обучения с усложнением изучаемого
материала.
Упражнения:
• Определение и передача в движении:
• 1-характера музыки (спокойный, торжественный);
• 2-темпа (умеренный);
• 3-сильных и слабых долей.
• Упражнения на развитие ориентации в пространстве.
• ходьба: бодрая, маршеобразная, спокойная, умение пройти под
музыку;
• бег (легкий, стремительный, широкий);
• танцевальный шаг (выворотное положение ноги, с носка на пятку);

• подскоки на месте и с продвижением вперед с вытянутой и
сокращенной стопой;
• галоп;
• галоп по кругу, по диагонали, в парах.
• Упражнения на развитие «мышечного чувства» и отдельных групп
мышц:
• упражнения для пальцев и кистей рук: сгибание кистей вниз–вверх,
руки вытянуты в стороны на уровне плеч;
• движение рук, имитация «Полоскание»;
• «пушинка» - схватить пух пальцами;
• прослушивание сложных ритмических рисунков;
• поклон с выводом ноги в сторону.
3. Партерная гимнастика – 10 ч.
Теория: объясняется правильное исполнение упражнений партерной гимнастики
,усложняется работой с палкой.
Практика:
•

упражнение на развитие подвижности стопы;

•

упражнение на подвижность голеностопного сустава;

•

упражнение на развитие шага;

•

упражнение на развитие гибкости;

•

упражнение на укрепление позвоночника (лодочка, корзинка, стрела);

•

упражнение на развитие и укрепление брюшного пресса (подъем ног на 90

градусов);
•

упражнение на развитие выворотности ног;

•

упражнение на развитие мышц паха;

•

растяжка ног (вперед, в сторону);

•

наклоны корпуса к ногам;

•

упражнение на полу (шпагат).

•

«корзинка»;

•

«лодочка»;

•

мостик и полумостик;

•

«кольцо».
4. Играя, танцуем – 15 ч.

Теория: Этот раздел повторяет материал прошлого года обучения с некоторым
усложнением изучаемого материала.
Практика:
• игра» делай как я»;
• игры на развитие ловкости;
• игры для развития творческой фантазии.
5. Основные танцевальные движения – 15 ч.
Теория: объясняется правильное исполнение изучаемого материала.
Практика:
•

подъем на полупальцы по VI позиции;

•

проучивание шага подскока с высоко поднятым коленом;

•

проучивание бега на месте и в продвижении;

•

проучивание шага галопа;

•

разучивание бега на полупальцах;

•

проучивание шага с носочка;

•

тренировочные упражнения, сочетающие в себе проученные выше шаги;

•

полуприседание по VI позиции (пружинка);

•

полуприседание с выносом ноги на каблук;

•

движение рук с талии;

•

удары ногой по VI позиции;

•

простой топающий шаг по VI позиции;

•

приставной шаг(различные варианты данного упражнения0;

•

галоп по VI позиции в сторону, вперед;

•

«ковырялочка»

•

работа в парах;

•

более сложные перестроения и рисунок танца.
6. Репетиционно-постановочная работа – 15 ч.

Теория:данный раздел включает в себя общеразвивающие упражнения, отработку
сложных движений, изучение рисунка танцевальной композиции, просмотр
видеокассет, дисков. Показ танца является необходимым этапом постановочной
работы. Во время выступления учащиеся воспитывают отношение к публичному
выступлению и само утверждаются. Репертуар постановок планируется в
соответствии с актуальными потребностями и творческим состоянием той или
иной группы. В связи с этим каждый год делается анализ педагогической и
художественно-творческой работы коллектива, определяется новый репертуар.
Также проводится анкетирование учащихся в начале года по принципу «нравитсяне нравится», «интересно-не очень интересно». Результаты анализа и
анкетирования помогают подобрать правильно не только репертуар танцевальных
постановок, но и музыкальный репертуар.
Практика: разучиваются танцевальные композиции, построенные на изученных
танцевальных движениях и выстраивается в законченную форму-танец.
- Эстрадный танец и танец с предметами
Объяснение понятия «эстрада». Беседа об особенностях эстрадного танца.
Изучения основных движение эстрадного танца.
- Основы народного танца
Объяснение понятия «Народный танец». Беседа об особенностях народного танца.
Изучения движений и комбинаций народного танца.
7. Выступления (одна из форм оценки качества знаний) – 8 ч.
Открытый урок в середине учебного года и в заключении учебного года. Дети
должны показать умения и навыки, приобретенные детьми за время первого года
обучения.

1.3.1. Учебный план
1 год обучения
Дети 5-6 лет должны иметь следующие знания, умения, навыки:
 определять характер музыки словами (грустный, веселый, спокойный, плавный и т.д.)
исполнять движения в характере музыки — четко, сильно, медленно, плавно;
 уметь самостоятельно ускорять и замедлять темп движений;
 чувствовать характер музыки и передавать в движении;
 выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами; знать темповые
обозначения, слышать темпы применительно к движениям; владеть элементарными
плясовыми и образно – игровыми движениями, выполнять по показу
однонаправленные общеразвивающие движения и несложные перестроения (круг
парами по кругу и врассыпную; начинать и заканчивать движение вместе с музыкой;
 уметь грамотно исполнять движения;
 уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с
носка;
 уметь координировать движения рук, ног и головы, при ходьбе, беге, галопе;
 уметь ориентироваться в пространстве: выполнять несложные перестроения (круг –
врассыпную, парами по кругу)
 уметь работать в паре и синхронизировать движения;
 иметь представление о разных жанрах;
 владеть элементарными музыкальными понятиями (динамика, темп, звуковысотное
соотношение)
 эмоционально откликаться на музыку различного характера
 выражать эмоции в образно – игровых движениях
 с удовольствием участвовать в групповых формах музыкальной деятельности,
активно взаимодействовать;
 реагировать на требования взрослого, способен осознанно выполнять требования к
поведению в детском коллективе;
 правильно выбирает атрибуты для исполнения знакомых танцев;
 проявлять спонтанное творчество в различных видах музыкальной деятельности.

1.3.2. Учебный план
2 год обучения






Дети 6-7 лет должны иметь следующие знания, умения, навыки:
сформирована культура движения (красивая осанка, пружинность, мягкость,
плавность движений, навык прослеживания взглядом движения;
ребёнок ритмично двигается под музыку в любом темпе, умеет замедлять и ускорять
движения. Владеет навыками различных основных видов, общеразвивающих,
имитационных, танцевальных движений, может выполнять их по показу и
самостоятельно;
умеет импровизировать движения, демонстрировать их другим детям. Сформированы
основные навыки движения в пространстве, умение выполнять перестроения под
музыку, двигаться в разных направлениях;
проявляет устойчивый интерес к музыке и различным видам музыкальной
деятельности, проявляет инициативы в музыкально – игровом творчестве, понимает
форму музыкального произведения;

 понимает и чувствует оттенки средств музыкальной выразительности;
 активно взаимодействует с детьми и взрослыми в различных формах и видах
музыкальной деятельности;
 способность выполнять требования к поведению в детском коллективе, активно
проявляет творчество в ритмической деятельности;
 выполняет действия по образцу, правилу, владеет элементарным самоконтролем;
 сформированы элементарные представления о танцах народов Южного Урала.

1.4. Планируемые результаты (формулируются с учетом цели и задач обучения,
развития, а также уровня освоения программы)

В результате проделанной работы дети проявляют стойкий интерес и потребность к
музыкально-ритмическим занятиям, осваивается необходимый объём движений
классического, народного, бального танцев, а также танцев современного направления.
У них формируется основа культуры движения, красивая осанка. Более совершенным
становится чувство ритма, что играет важную роль в обучении их игре на детских
музыкальных инструментах. Дети понимают ориентировку на себе – правая рука (нога),
левая рука (нога), и от себя – (направо, налево, вперёд, назад). Они хорошо
ориентируются в пространстве зала и выполняют различные построения и
перестроения: в колонну, в шеренгу, по диагонали, врассыпную, по линии танца,
противоходом и т.д. У детей появляются такие личностные качества, как уверенность,
целеустремлённость, активность, желание показать свои достижения зрителям.
Меняется и протекание психических процессов: отмечается сосредоточенность,
устойчивость внимания, улучшение запоминания и воспроизведения, проявление
творческого воображения.

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1. Календарный учебный график
указать год обучения
Начало учебных занятий для обучающихся (в текущем учебном периоде): 1
сентября 2023 г.
Окончание (в текущем учебном периоде): 31 мая 2024 г.
Продолжительность учебного года: 36 недель.
Количество часов в год: 72 часа.
Продолжительность и периодичность занятий: для детей 5 – 6 лет – 25 минут,
для детей 6 – 7 лет - 30 минут; 2 раза в неделю.

Промежуточная аттестация: Педагогический мониторинг на начало и конец
учебного года.
Выходные дни: суббота, воскресенье и праздничные дни.
Срок освоения программы: 2 года
2.2. Условия реализации программы
Развивающая предметно-пространственная среда тренажерного зала МБДОУ
«Детский сад № 7» обеспечивает реализацию образовательного потенциала для занятий
хореографией; материалом, оборудованием и инвентарем для развития детей
дошкольного возраста в соответствии с возрастными особенностями воспитанников,
охраны и укрепления их здоровья.
Развивающая предметно-пространственная среда тренажерного зала обеспечивает:
 возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного
возраста) и взрослых;
 учитывает национально-культурные, климатические условия, в которых
осуществляется образовательная деятельность;
 учет возрастных особенностей детей.

Принципы работы:
- научности (соблюдение терминологии, символики);
- учет возрастных и индивидуальных особенностей личности;
- доступности и посильности;
- творческой самостоятельности ребенка при руководящей роли педагога;
- наглядности;
- прочности овладения знаниями и умениями.
Материально-техническое обеспечение
Оборудование тренажерного зала
1.Технические средства и оборудование:
 музыкальный центр;
 мультимедийное оборудование;
 аудио и видео диски;
 Ноутбук Lenovo.
2. Оборудование для музыкальных игр-драматизаций
 костюмы карнавальные;
 атрибуты для игр (платочки, веночки, ленточки, листочки, султанчики цветочки,
шарфики);






шапочки-маски;
ширма для кукольного театра (напольная);
декорации, «карусель»;
различные виды театров (настольный, плоскостной, пальчиковый, теневой, бибабо).

2.3. Формы аттестации (локальный акт учреждения)
2.4. Оценочные материалы
Входная диагностика учащихся проводится в сентябре (в первую неделю
занятий) с целью выявления первоначального уровня знаний, умений и
возможностей детей.
Формы входной диагностики:
- педагогическое наблюдение;
- выполнение практических заданий педагога.
Диагностика проводится с каждым ребенком по следующим параметрам:
- выразительность исполнения движений под музыку;
- умение самостоятельно отображать в движении основные средства музыкальной
выразительности;
- освоение большого объема разнообразных композиций и отдельных видов
движений;
- способность к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных
движений;
- точность и правильность исполнения движений в танцевально-ритмических
композициях.
Во время проведения педагогической диагностики (входной, итоговой),
педагог заполняет диагностическую карту «Определение уровня двигательных и
музыкальных способностей учащихся» пользуясь следующей шкалой оценки
параметров:
начальный уровень – 1 балл
средний уровень – 2 балла
высокий уровень – 3 балла
Итоговая диагностика учащихся проводится в конце учебного года в мае (4
неделя занятий).
Формы итоговой диагностики:
- педагогическое наблюдение;
- выполнение практических заданий педагога;
- гала-концерт для родителей (законных представителей)
- участие в творческих конкурсах муниципального и регионального уровня.
2.5. Методические материалы
Используемые методики и технологии
Для реализации Программы подобранны следующие методы и приемы
работы: 1. Наглядно-слуховой метод, используется при ознакомлении детей с
музыкальным произведением, с помощью которого в дальнейшем строится
музыкально-ритмическая композиция. 2. Наглядно-зрительный, двигательный
метод, применяется при показе игр, плясок, отдельных танцевальных элементов. 3.
Словесный метод, используется для четкого объяснения заданий, без данного

метода нельзя добиться положительного результата. Используется в танцах,
музыкальных играх, при пояснении хода выполнения движений, многократном
повторении и подаче нового материала.
2.6. Воспитательный компонент
Воспитательный компонент – раздел который включает цель воспитания в
ДОО — личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и
создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных
ценностей российского общества, что предполагает: 1) формирование
первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа,
социально приемлемых нормах и правилах поведения; 2) формирование
ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному),
другим людям, самому себе; 3) становление первичного опыта деятельности и
поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе
нормами и правилами. Общая цель воспитания в ДОО — личностное развитие
каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий для
позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского
общества, что предполагает: 1) формирование первоначальных представлений о
традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и
правилах поведения; 2) формирование ценностного отношения к окружающему
миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе; 3)
становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с
традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
Задачи воспитания (согласно утвержденной программы воспитания учреждения):
- развивать гуманистическую направленность поведения: социальные чувства,
эмоциональную отзывчивость, доброжелательность;
- воспитывать толерантность по отношению к людям разных национальностей;
- воспитывать интерес к языку и осознанное отношение детей к языковым
явлениям;
- воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, основы
этикета, правила поведения в общественных местах;
- развивать начала социальной активности, желания на правах старших
участвовать в жизни детского сада: заботиться о малышах, участвовать в
оформлении детского сада к праздникам и пр.;
- способствовать формированию положительной самооценки, уверенности в
себе, осознания роста своих достижений, чувства собственного достоинства,
стремления стать школьником;
- воспитывать ценностное отношение к художественной литературе как виду
искусства и литературной речи;
- способствовать углублению и дифференциации читательских интересов;
воспитывать
стремление
лучше
узнать
родной
город,
его
достопримечательности и памятные места, улицы и площади, предприятия,
архитектурные сооружения и их назначение (театрах, музеях, дворцах спорта и
др.);

обеспечивать возможность проявления детьми самостоятельности и творчества
в разных видах художественно-творческой деятельности на основе
литературных произведений;
- стимулировать самостоятельную деятельность детей по сочинению танцев, игр,
оркестровок;
- развивать интерес к физической культуре и спорту;
- воспитывать ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни,
развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих
людей;
- воспитывать самостоятельность в применении культурно-гигиенических
навыков, обогащать представления о гигиенической культур;
- воспитывать осознанную потребность в двигательной активности и физическом
совершенствовании;
- воспитывать интерес и самостоятельность детей в разных видах доступного
труда, умение включаться в реальные трудовые связи со взрослыми и
сверстниками через дежурство, выполнение трудовых поручений, ручной труд
и пр.;
- воспитывать ответственность, добросовестность, стремление к участию в труде
взрослых, оказанию посильной помощи;
- воспитывать гуманно-ценностное отношение к миру на основе осознания
ребенком некоторых связей и зависимостей в мире, места человека в нем.
Совместная деятельность в образовательных ситуациях является ведущей
формой организации совместной деятельности взрослого и ребёнка по освоению
ООП ДО, в рамках которой возможно решение конкретных задач воспитания.
> Основными формами воспитания: беседа, практическое занятие, мастер – класс,
творческая встреча, экскурсия, целевые прогулки и другие формы взаимодействия
обучающихся.
В воспитательной деятельности с детьми по Программе используются
методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод
положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений
(приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического
требования (с учётом преимущественного права на воспитание детей их родителей
(законных представителей), индивидуальных и возрастных особенностей детей
младшего возраста) и стимулирования, поощрения (индивидуального и
публичного); метод переключения в деятельности; методы руководства и
самовоспитания, развития самоконтроля и самооценки детей в воспитании; методы
воспитания воздействием группы, в коллективе.
Условия воспитания:
Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации
деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации
Программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с
нормами и правилами работы организации, а также на выездных площадках,
мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм
деятельности на этих площадках.
Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического
-

наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом,
в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по
программе. Методами оценки результативности реализации программы в части
воспитания является педагогическое наблюдение, педагогический анализ
результатов анкетирования, тестирования, опросы.
Календарный план воспитательной работы представлен перечнем
запланированных воспитательно-значимых событий, утвержденных в программе
воспитания учреждения.
Календарный план воспитательной работы
Январь:
27 января: День снятия блокады Ленинграда; День освобождения Красной армией
крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Биркенау (Освенцима) – День памяти жертв
Холокоста (рекомендуется включать в план воспитательной работы с
дошкольниками регионально и/или ситуативно).
Февраль:
2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в
Сталинградской битве (рекомендуется включать в план воспитательной работы с
дошкольниками регионально и/или ситуативно);
8 февраля: День российской науки;
15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами
Отечества;
21 февраля: Международный день родного языка;
23 февраля: День защитника Отечества.
Март:
8 марта: Международный женский день;
18 марта: День воссоединения Крыма с Россией (рекомендуется включать в план
воспитательной работы с дошкольниками регионально и/или ситуативно);
27 марта: Всемирный день театра.
Апрель:
12 апреля: День космонавтики;
Май:
1 мая: Праздник Весны и Труда;
9 мая: День Победы;
19 мая: День детских общественных организаций России;
24 мая: День славянской письменности и культуры.
Июнь:
1 июня: День защиты детей;
6 июня: День русского языка;
12 июня: День России;
22 июня: День памяти и скорби.
Июль:
8 июля: День семьи, любви и верности.
Август:
12 августа: День физкультурника;

22 августа: День Государственного флага Российской Федерации;
27 августа: День российского кино.
Сентябрь:
1 сентября: День знаний;
3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с
терроризмом;
8 сентября: Международный день распространения грамотности;
27 сентября: День воспитателя и всех дошкольных работников.
Октябрь:
1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки;
4 октября: День защиты животных;
5 октября: День учителя;
Третье воскресенье октября: День отца в России.
Ноябрь:
4 ноября: День народного единства;
8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей
сотрудников органов внутренних дел России;
Последнее воскресенье ноября: День матери в России;
30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации.
Декабрь:
3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов
(рекомендуется включать в план воспитательной работы с дошкольниками
регионально и/или ситуативно);
5 декабря: День добровольца (волонтера) в России;
8 декабря: Международный день художника;
9 декабря: День Героев Отечества;
12 декабря: День Конституции Российской Федерации;
31 декабря: Новый год.
2.7. Список литературы
1. Буренина, А.И. «Ритмическая мозаика» / А.И. Буренина. – СПб.,2000.
2. Чибрикова-Луговская А.Е. «Музыкальное и физическое развитие на занятиях
ритмикой».-М.: Классикс Стиль, 2003 г.
3. Пустовойтова, М.Б. Ритмика для детей. Учебно – методическое пособие/М.Б.
Пустовойтова. - М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008
4. Танцы народов СССР. Выпуск второй. - М.: Искусство, 1955
5. Бальные танцы/Сост. А.Н. Беликова.-М.:Сов.Россия,1985
6. Степанова, Л. «Танцы народов России»/Л.Степанова. -М.:Сов.Россия,1973 г
7. Джемилев,А. «Танцы ансамбля «Хайтарма»/А.Джемилев.- Изд.им Гафура Гуляма, 1984
8. Алимов А. «Танцы крымских татар»/А.Алимов.-Симферополь.:ТПО «Вариант»,1994


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».