ДООП Юный художник

Содержание
Пояснительная записка................................................................................................................................................ 3
Актуальность ............................................................................................................................................................... 3
Педагогическая целесообразность ............................................................................................................................. 4
Программа опирается на принципы построения общей дидактики: ................................................................ 4
Организация структурной деятельности. ........................................................................................................... 5
Ожидаемый результат. .......................................................................................................................................... 5
Перспективное тематическое планирование занятий 5-6 лет .............................................................................. 6
Программное содержание ........................................................................................................................................ 8
Перспективное тематическое планирование занятий 6-7 лет .............................................................................14
Программное содержание .......................................................................................................................................16

2

Пояснительная записка.
В дошкольном возрасте у детей закладываются основы всестороннего, гармоничного
развития, фундамент творческих начал. Занятия изобразительной деятельностью
способствуют активному освоению окружающего мира посредствам изобразительного
искусства как наиболее доступного в дошкольном возрасте виде творчества, важной
чертой которого является неотделимость эмоций от процесса восприятия, мышления и
воображения. Художественное творчество в дошкольном возрасте непосредственно
влияет на формирование позитивного отношения к действительности, а системные
занятия способствуют всестороннему развитию (эстетическому, интеллектуальному,
трудовому, физическому) и помогают в подготовке к школе. В процессе рисования у
ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие,
художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует у себя
способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета,
а также специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью
руки. Сначала ребенку интересен сам процесс рисования, но постепенно его начинает
интересовать качество рисунка. Он стремится как можно натуральнее изобразить
предмет, а после занятия полюбоваться им, рассказать, какой цвет он выбрал и почему,
что может делать этот предмет, какой у него получился рисунок.
Применяя нетрадиционные приёмы в работе с дошкольниками для развития
воображения, творческого мышления и активности прежде всего, они очень
привлекательны для работы. В них используются необычные сочетания материалов и
инструментов, несомненным, достоинством таких техник является универсальность их
использования. Технология выполнения интересна и доступна детям.
Используемые методы позволяют тренировать руку ребенка к письму, позволяют
изучить многоцветное изображение предметов, формируют эмоциональноположительное отношение к процессу рисования, способствуют развитию воображения,
восприятия и познавательных способностей.
Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении
необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени
прохождения материала.
Актуальность
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания
программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в
новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать
современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе
эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль
принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту
окружающего мира, своего родного края, способствует воспитанию культуры чувств,
развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности,
воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает
возможность творческой самореализации личности. Поэтому программа направлена на
то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с
разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием
материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать
3

свои рисунки. Чем больше ребенок узнает вариантов получения изображения
нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои
идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление,
фантазия и воображение.
Педагогическая целесообразность
Из опыта работы с детьми по развитию творческих способностей в рисовании стало
понятно, что стандартных наборов изобразительных материалов и способов передачи
информации недостаточно для современных одаренных детей, так как уровень
умственного развития и потенциал нового поколения стал намного выше. Важное
условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование
нетрадиционного бросового материала и нестандартных изотехнологий.
Нетрадиционная техника рисования помогает увлечь детей, поддерживать их интерес,
именно в этом заключается педагогическая целесообразность.
Программа опирается на принципы построения общей дидактики:
 Принцип сезонности (построение познавательного содержания с учётом природных и
климатических особенностей данной местности в данный момент времени)  Принцип
систематичности и последовательности («От простого к сложному», от «Неизвестного к
известному»)
 Принцип развивающего характера художественного образования.  Принцип
постановки задач художественно - творческого развития детей с учётом возрастных
особенностей и индивидуальных способностей.
 Принцип интереса (построение с опорой на интересы детей)
 Принцип личностно-ориентированного (индивидуальный подхода к каждому ребёнку)
 Принцип активности, контролируемости (индивидуального подхода в обучении и
художественном развитии детей, доступности материала, его повторности, построения
программного материала от простого к сложному). В программе используются
классификация методов:  информативно - рецептивный;  репродуктивный; 
исследовательский;  эвристический;  метод проблемного изложения материала. В
информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы: 
рассматривание;  наблюдение;  экскурсия;  образец педагога ;  показ педагога.
Словесный метод включает в себя:  беседа;  рассказ, искусствоведческий рассказ; 
использование образцов педагога;  художественное слово Репродуктивный метод – это
метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений,
доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:  прием повтора;  работа на
черновиках;  выполнение формообразующих движений рукой. Эвристический метод
направлен на проявление самостоятельности, в каком – либо моменте работы на
занятии, т.е. предлагается ребенку выполнить часть работы самостоятельно.
Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности,
но и фантазии и творчества. Предлагается самостоятельно выполнить не какую – либо
часть, а всю работу.
Формы проведения  Подгрупповая

4

Организация структурной деятельности.
Программа предполагает проведение:
Одного занятия в неделю, во вторую половину дня с подгруппой детей 5-6 лет,
продолжительность занятия 25 мин
Двух занятий в неделю, во второй половине дня, с подгруппой детей 6-7 лет,
продолжительность занятия 30мин
Общее количество НОД в год:
5-6 лет- 31 занятие.
6-7 лет- 61 занятия.
Ожидаемый результат.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может
быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях каждому ребенку предоставляется
возможность проявить себя, испытать радость творческого созидания. Темы, входящие в
программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала. Это должно
способствовать овладению детьми знаниями, умениями и навыками в процессе
рисования, выявлению и осознанию детьми своих способностей, формированию
самоконтроля.

5

Перспективное тематическое планирование занятий 5-6 лет
№
занятия

Месяц

Тема занятия

Октябрь

1
2
3
4

Зонтик
Вишня
Гриб на полянке
Цветочек в горшочке

Ноябрь

1
2
3
4

Вкусное мороженное
Ежик (рисование листьями)
Лягушка-Квакушка
Медуза

Декабрь

1
2
3
4

Снежная зима
Лисичка-Сестричка
Пингвин
Елочные игрушки

Январь

1
2
3

Зайка серенький
Зимний пейзаж
Фламинго

1
2
3
4

Чебурашка
Портрет Барбоса
Улитка
Цыплёнок

1
2
3
4

Цветы в вазе
Апельсинка
Портрет мамочки 1
Портрет мамочки 2

Февраль

Март

6

Апрель

Май

1
2
3
4
5

Цветы в вазе и фрукты
Скворечник
Лейка с цветами
Человечек
Продолжение

1
2
3

Солнечные лучи
Цветочное поле
Зеленый лес

7

Программное содержание

Месяц

Дата
проведения

Тема
занятия

Программное содержание

Первичная диагностика

сентябрь

Понедельник
1.Зонтик
2 октября

Понедельник
9 октября

2.Вишня

формировать навыки
детей рисовать простым
карандашом и закрашивать
красками; располагать рисунок
на всем листе.

3.Гриб на
полянке

Закрепить представления детей
о грибах, формировать у детей
умения передавать в рисунке
образы предметов

Октябрь

Понедельник
16 октября

Закреплять умение аккуратно
закрашивать изображение, не
выходя за контур, равномерно,
без просветов, накладывая
штрихи в одном направлении
сверху вниз;
-учить,самостоятельно
подбирать яркие цвета;

Понедельник
4.Цветок в
23 октября
горшочке

Продолжать учить
рисовать цветы; правильно
передавать строение

8

Учить детей рисовать
Понедельник
мороженое, располагать
6 ноября
1Вкусное
изображение на листе, дать
мороженное
информацию о
последовательности рисования

Понедельник
13 ноября

2.Ежик

Понедельник
20 ноября

3.Лягушкаквакушка

Закрепить умение детей
рисовать кисточкой разными
способами

Ноябрь

Понедельник 4.Медуза
27 ноября

Понедельник
4 декабря
1.Сежная
зима

Декабрь

Понедельник 2.Лисичка11 декабря
сестричка

Понедельник 3.Пингвин
18 декабря

Учить рисовать лягушку

Формировать умение
изображать в рисунках
обитателей подводного мира

Учить детей создавать картину
зимнего леса, передавая
красоту природы и
разнообразие деревьев в своем
рисунке

Научить рисовать лису,
выстраивая изображение
составных частей

из

развивать воображение,
формировать умение
планировать работу по
реализации замысла,
предвидеть результат и
достигать его, развивать
способность доводить начатое
до конца
9

Понедельник 4.Елочные
25 декабря
игрушки

Понедельник 1.Зайка
15 января
серенький

2.Зимний
Понедельник
пейзаж
22 января
Январь

Понедельник
29 января

3.Фламинго

Развивать у детей
изобразительные умения,
фантазию, творческие
способности, желание учиться
новому

Создание условий для
формирования
умений рисовать животных по
образцу

Учить детей создавать картину
зимнего леса, передавая
красоту природы и
разнообразие деревьев в своем
рисунке

Создание условий для
формирования
умений рисовать животных по
образцу

Учить рисовать, раскрывая
Понедельник
тему сказочного произведения,
5 февраля
1.Чебурашка
передавая характер и
настроение героев.
Февраль
Понедельник
12 февраля
2.Портрет
Барбоса

Создание
условий
для
формирования
умений рисовать животных по
образцу
10

Понедельник
19 февраля
3.Улитка

Понедельник
26 февраля
4.Ципленок

Март

Создание условий для
формирования
умений рисовать по образцу

Создание условий для
формирования
умений рисовать по образцу

Понедельник 1.Цветы в
4 марта
вазе

Учить детей рисовать
натюрморт, в рисунке
передавать красоту и яркость
цветов

Понедельник 2.Апельсинк
11 марта
а

Умение детей рисовать и
закрашивать круглые формы

3.Портрет
Понедельник
мамочки
18 марта
(1 занятие)

4.Портрет
мамочки
(2 занятие)
Понедельник
25 марта

Продолжать учить
детей рисовать портреты
людей, соблюдая
приблизительные пропорции и
правила написания портрета

11

1.Цветы в
Понедельник вазе и
1 апреля
фрукты

Учить детей рисовать
натюрморт, в рисунке
передавать красоту и яркость
цветов

2.Скворечни
Понедельник
к
8 апреля

Сформировать знания о
перелетных птицах, о скворцах,
их особенностях поведения и
образе жизни; о строении
скворечника

Понедельник
3.Лейка
15 апреля

Учить детей рисовать цветы,
передавая особенности
внешнего вида – форма, цвет

Апрель

Понедельник
4.Челевечек
22 апреля

Понедельник
29 апреля
5.Продолжен
ие

Май

Понедельник
6 мая

Закреплять умение
детей рисовать фигуру
человека, соблюдая пропорции
частей тела на основе
схематического
способа рисования

формировать умение рисовать
1.Солнечные
линии, уподобляя
лучи
предметам (солнечные лучики)

12

Понедельник 2.Цветочное
13 мая
поле

Создание условий для развития
творческих способностей детей
средствами рисования

Понедельник
3.Зеленый
16 мая
лес

Развивать творческие
способности детей

Итоговая диагностика

13

Перспективное тематическое планирование занятий 6-7 лет

№
занятия

Месяц

Тема занятия

1
2
3
4
5
6
7
8

Арбуз на столе
Грибы на полянке
Черепаха в океане
Котенок
Краб
Морской пейзаж
Подсолнух
Осенний лес

Ноябрь

1
2
3
4
5
6
7
8

Сова на ветке
Натюрморт вишня
Мороженное
Фламинго
Цветы в горшочке
Медуза
Портрет Рекса

Декабрь

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Орел
Рыба Клоун
Еловая веточка
Красивая ель
Снежный шар
Зимний пейзаж
Подарок
Белый мишка
Продолжение

1
2
3
4
5
6
7

Снежные деревья
Уличный фонарик
Продолжение
Красивый снегирь
Продолжение
Домик в зимнем лесу
Продолжение

Октябрь

Январь

14

Февраль

1
2
3
4
5
6
7
8

Зимний закат
Снежные горы
Олень
Портрет льва
Теплый остров
Продолжение
Натюрморт с цветами
Продолжение

Март

1
2
3
4
5
6
7
8

Ромашковое поле
Мухоморы
Щенок с кисточкой
Продолжение
Панда
Продолжение
Мама моя
На закате

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Человек
Водолаз
Домашнее растение
Портрет кошки
Улитка
Божьи коровка
Котенок спрятался в ромашках
Продолжение
Цветы у забора

1
2
3
4

Чебурашка
Пчелки
Щенок и котёнок
Весенний пейзаж

Апрель

Май

15

Программное содержание

Месяц

Дата
проведения

Тема занятия

Первичная диагностика

сентябрь

Пятница
6 октября

Вторник
10 октября

Октябрь

Программное содержание

Пятница
13 октября

Вторник
17 октября

Пятница
20 октября

Вторник
24 октября

1.Арбуз на
столе

Формировать умение детей
изображать арбуз, используя
средство выразительности:
цвет, форму, размер,
правильное расположение на
листе.

Закрепить представления детей
о грибах, формировать у детей
2. Грибы на
умения передавать в рисунке
полянке
образы предметов

формировать навыки
детей рисовать простым
3.Черепаха в
карандашом и закрашивать
океане
красками; располагать рисунок
на всем листе.
Формировать навыки
детей рисовать простым
4.Котенок
карандашом и закрашивать
красками; располагать рисунок
на всем листе.

5.Краб

Закреплять
умение рисовать морских
обитателей, передавая их
характерные особенности

6.Морской
пейзаж

Закрепить умение детей
рисовать кисточкой разными
способами
16

Пятница
27 октября

Вторник
31 октября

Пятница
3 ноября

Вторник
7 ноября

Пятница
10 ноября
Вторник
14 ноября
Ноябрь
Пятница
17 ноября

Вторник
21 ноября
Пятница
24 ноября

Вторник
28 ноября

7.Подсолнух

Продолжать учить
рисовать цветы; правильно
передавать строение

Продолжать учить детей
отражать в рисунке осенние
впечатления, рисовать
8.Осенний лес разнообразные формы
деревьев, большие, маленькие,
высокие, стройные, продолжать
изображать листья.
Учить детей изображать
1Сова на ветке доступными им средствами
выразительности образ совы
Развивать чувство композиции,
умение анализировать форму,
2.Натюрморт
цвет, пропорции предметов и
вишня
пространственное
расположение
Продолжать учить передавать
в изображении основные
3.Мороженное
свойства и характерные детали
изображаемого предмета
Создание условий для
формирования
4.Фламинго
умений рисовать птиц по
образцу
5.Цветы в
горшке

6.Медуза
7.Портрет
Рекса

Закреплять умение рисовать
простым карандашом с легким
нажимом, раскрашивать
акварелью
Формировать умение
изображать в рисунках
обитателей подводного мира
Формировать навыки
детей рисовать простым
карандашом и закрашивать
красками; располагать рисунок
на всем листе.

Продолжение

17

Пятница
1 декабря

Декабрь

Научить детально
прорабатывать все
части рыбки. Продолжать
учить детей работать с
рисунком поэтапно.
Продолжать закреплять умение
рисования.
Закреплять знания о
новогодних е шариках

Вторник
5 декабря

2.Рыба Клон

Пятница
8 декабря

3.Еловая
веточка

Вторник
12 декабря

4.Красивая ель

Развивать навыки рисования
деревьев

5.Снежный
шар

развивать воображение,
формировать умение
планировать работу по
реализации замысла,
предвидеть результат и
достигать его, развивать
способность доводить начатое
до конца

Пятница
15 декабря

Вторник
19 декабря

Январь

1.Орел

Создание условий для
формирования
умений рисовать птиц

6.Зимний
пейзаж

Пятница
22 декабря

7. Подарок

Вторник
26 декабря

8.Белый
мишка

Пятница
29 декабря

Продолжение

Вторник
9 января

1.Снежные
деревья

Учить детей создавать картину
зимнего леса, передавая
красоту природы и
разнообразие деревьев в своем
рисунке
Учить детей передавать в
рисунке впечатления от
новогоднего праздника
Создание условий для
формирования
умений рисовать животных по
образцу

Развивать навыки рисования
пейзажа
18

Пятница
12 января

2.Уличный
фонарик

Вторник
16 января

Продолжение

Пятница
19 января

Вторник
23 января
Пятница
26 января
Вторник
30 января

Пятница
2 февраля

Февраль

3.Красивый
снегирь

Учить рисовать фонарь с
элементами пейзажа

Создание условий для
формирования
умений рисовать птиц по
образцу

Продолжение
5.Домик в
зимнем лесу
Развивать навыки рисования
пейзажа
Продолжение

1.Зимний
закат

Вторник
6 февраля

2.Снежные
горы

Пятница
9 февраля

3.Олень

Вторник
13 февраля

4.Портрет
Льва

Создание условий для
формирования
умений рисовать по образцу

Учить передавать в рисунке
свои представления о
природных ландшафтах.
Инициировать создание
сюжета на фоне горного
пейзажа.
Создание
условий
для
формирования
умений рисовать животных по
образцу
Создание условий для
формирования
умений рисовать животных по
образцу
19

Пятница
16 февраля

Вторник
20 февраля

Вторник
27 февраля

Пятница
1 марта
Вторник
5 марта

Март

5.Теплый
остров
Создание условий для
формирования
умений рисовать по образцу
6.
Продолжение
7.Натюрморт с
Продолжать учить,
цветами
детей рисовать с натуры,
передавать характерные
особенности
Продолжать учить
детей рисовать натюрморт, в
1.Цветы в вазе
рисунке передавать красоту и
яркость цветов
Продолжать знакомить детей с
2.Ромашковое нетрадиционными
поле
техниками рисования

Вторник
12 марта

3.Мухоморы

Пятница
15 марта

4.Щенок
кисточкой

Вторник
19 марта

5.
Продолжение

Пятница
22 марта

Вторник
26 марта

Пятница
29 марта

Учить рисовать гриб мухомор
из частей (шляпка, ножка,
юбочка)
с

Создание условий для
формирования
умений рисовать животных по
образцу

6.Панда

Создание условий для
формирования
умений рисовать животных по
образцу

7.Моя мама

Учить рисовать портрет,
воспитывать любовь и
уважение к матери.

8.На закате

Формировать умение
практически
выполнить рисунок лишь в
теплых тонах
20

Вторник
2 апреля

Пятница
5 апреля

Вторник
9 апреля
Пятница
12 апреля
Апрель

1.Человек

2.Водолоз

3.Домашнее
растение
4.Портрет
кошки

Вторник
16 апреля

5.Улитка

Пятница
19 апреля

6.Божьи
коровки

Вторник
23 апреля

7.Котенок
спрятался в
ромашку

Пятница
26 апреля
Вторник
30 апреля

Закреплять умение
детей рисовать фигуру
человека, соблюдая пропорции
частей тела на основе
схематического
способа рисования
Закреплять умение
детей рисовать фигуру
человека, соблюдая пропорции
частей тела на основе
схематического
способа рисования
Учить рисовать растение,
передавая особенности
внешнего вида – форма, цвет
Создание условий для
формирования
умений рисовать животных по
образцу
Создание условий для
формирования
умений рисовать насекомых по
образцу
Воспитывать аккуратность во
время рисования развивать
чувство формы и цвета,
интерес к насекомым
Создание условий для
формирования
умений рисовать животных по
образцу

Продолжение
8.Цветы у
забора

Учить передавать в рисунке
характерные
особенности
летних
цветов,
окраску,
строение
цветка,
стебля,
листьев

21

Пятница
3 мая

Вторник
7 мая

Вторник
14 мая
Май
Пятница
17 мая

1.Чебурашка

2.Пчелки

Учить рисовать, раскрывая
тему сказочного произведения,
передавая характер и
настроение героев.
Развивать
умение детей рисовать яркие
выразительные
образы насекомых

Создание
условий
для
3.Щеок
и формирования
котенок
умений рисовать животных по
образцу
Развивать творческие
4.Весенний
способности детей
пейзаж

Итоговая диагностика

22


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».