РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ
КООРДИНАЦИОННЫЙ СОВЕТ
СОДЕЙСТВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ПРОГРАММ В СФЕРЕ
НАУКИ, ОБРАЗОВАНИЯ, КУЛЬТУРЫ И
ПРОСВЕЩЕНИЯ
Высшим должностным лицам
субъектов Российской Федерации
Руководителям органов
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации,
осуществляющих государственное
управление в сфере образования
Москва, Богословский пер, 8/15, стр.1
Почтовый индекс: 123104
Тел: (495) 502-49-44
Факс: (495) 502-49-44
e-mail: edu@fedps.ru
Руководителям муниципальных
органов управления образованием
03.07.2023 №37-Г/23
«ФОГТ ДО: Совершенствование
дошкольного образования и создание
единого образовательного пространства
на период дошкольного детства на всей
территории Российской Федерации»
15 июня 2023 г. Правительство Российской Федерации представило
ежегодный доклад о реализации государственной политики в сфере
образования (далее - Доклад). Доклад подготовлен в соответствии с частью 2
статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (в последней редакции). Доклад
сформирован в соответствии со структурой, утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. № 2079 «О
внесении
изменений
в приложение
к Положению о подготовке
и
представлении Федеральному Собранию Российской Федерации ежегодного
доклада
Правительства
Российской
Федерации
о
реализации
государственной политики в сфере образования». Доклад представляет обзор
и анализ реализации государственной политики в сфере образования. Доклад
содержит в том числе информацию, сформированную на основе данных
федерального статистического наблюдения (далее - ФСН), ведомственных
мониторингов, а также включает некоторые данные мониторинга системы
образования во исполнение постановления Правительства Российской
Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга
системы образования».
Устойчивое функционирование системы образования регулируется
нормами Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) и
разрабатываемыми во исполнение данных норм подзаконными актами. В
2022 году внесен ряд значимых изменений в законодательство в сфере
образования,
во
многом
изменивших
взаимоотношения
субъектов
образовательной деятельности. В целях создания единого образовательного
пространства на всей территории Российской Федерации и реализации норм
Закона об образовании с учетом изменений, внесенных Федеральным
законом от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1
Федерального
закона
«Об
обязательных
требованиях
в
Российской
Федерации» (далее - Федеральный закон № 371-ФЗ), введены единые для
Российской Федерации федеральные основные образовательные программы
(далее - ФООП), которые разрабатываются и утверждаются Минпросвещения
России. При этом содержание и планируемые результаты разработанных
образовательными организациями образовательных программ должны быть
не
ниже
соответствующего
содержания
и планируемых
результатов
федеральных основных общеобразовательных программ (часть 6.1 Закона об
образовании). Основные общеобразовательные программы, самостоятельно
разрабатываемые образовательными организациями, подлежат приведению в
соответствие с ФООП не позднее 1 сентября 2023 года.
Деятельность
Правительства
Российской
Федерации
в
сфере
образования осуществляется в соответствии с решениями и поручениями
Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации,
положениями
законодательства
об
образовании,
а также
с учетом
установленных Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О
стратегическом
планировании
в
Российской
Федерации»
(далее
-
Федеральный
закон
№
172-ФЗ)
правовых
основ
стратегического
планирования в Российской Федерации, реализуемых через координацию
государственного
и
муниципального
стратегического
управления
и
бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления и их взаимодействие с общественными,
научными и иными организациями в сфере стратегического планирования.
Определение и корректировка стратегических задач в сфере образования
осуществляются поэтапно, исходя из установленного статьей 7 Федерального
закона № 172-ФЗ принципа сбалансированности системы стратегического
планирования по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям,
финансовым и иным ресурсам и срокам реализации, отраженным в
документах стратегического планирования разного уровня.
Общий вектор развития системы образования задан в документах
стратегического планирования, разработанных в рамках целеполагания на
федеральном уровне: Стратегия национальной безопасности Российской
Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля
2021 г. № 400), Стратегия научно-технологического развития Российской
Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 1
декабря 2016 г. № 642), Стратегия пространственного развития Российской
Федерации
на
период
до
2025
года
(утверждена
распоряжением
Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г.№ 207-р),
Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до
2030 года (утверждена указом Президента Российской Федерации от 13 мая
2017 г. № 208) и ежегодно уточняется посланиями Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Положения
указанных документов определяют образование в качестве одного из
стратегических
национальных
приоритетов,
а
стратегическая
цель
государственной политики в области образования - повышение доступности
качественного образования, соответствующего требованиям инновационного
развития экономики, современным потребностям общества и каждого
гражданина.
Для совершенствования воспитательного процесса в образовании
запланирована актуализация Стратегии развития воспитания. 2023 год
проходит под знаком Года педагога и наставника, и одновременно
продолжается реализация мероприятий Десятилетия детства и Десятилетия
науки и технологий в Российской Федерации.
В целях определения стратегических перспектив совершенствования
дошкольного образования (далее —ДО) на среднесрочный период (до 2030
года) как уровня общего образования, оказывающего существенное влияние
на раннее развитие ребенка, эффективность перехода на освоение основных
общеобразовательных программ, и в связи с необходимостью обновления
содержания ДО в 2023 году будет завершена разработка Концепции развития
до.
Дальнейшее создание условий для обеспечения общедоступного и
качественного ДО в рамках государственных гарантий будет осуществляться
посредством:
- достижения к концу 2023 года показателя доступности ДО в среднем
по Российской Федерации для детей в возрасте от 3 до 7 лет не ниже 99,8% (с
учетом поэтапного решения вопроса в республиках Бурятия, Ингушетия,
Дагестан, Крым и Забайкальском крае) и доступности ДО для детей до 3 лет
- не ниже 100%;
- выработки комплексного подхода органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в планировании создания дополнительных
мест в дошкольных образовательных организациях (далее - ДОО), а также
кадровой обеспеченности, с учетом демографической составляющей и
перспектив развития жилой застройки;
-
создания
единого
образовательного
пространства
на
период
дошкольного детства на всей территории Российской Федерации через
приведение реализуемых образовательных программ ДО в соответствие с
федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее ФОП ДО), направленной в том числе на приобщение детей к духовно
нравственным и социокультурным ценностям российского народа, любви к
своей семье и своей Родине и иным общепринятым в обществе ценностям;
- внедрения программ просветительской деятельности для родителей
(законных представителей) детей, посещающих ДОО вне зависимости от
формы
собственности,
информированности
о
с
целью
мерах,
повышения
их
предпринимаемых
компетентности,
государством
для
повышения рождаемости, поддержки семьи, материнства, отцовства и
детства.
Создание
активное
единого
участие
объединений,
образовательного
педагогической
всех
пространства
общественности,
заинтересованных
предполагает
методических
подведомственных
и
иных
организаций.
На базе лекций ведущих профессоров педагогических университетов,
методических работ педагогов-практиков для педагогических работников
дошкольных образовательных организаций разработаны материалы по
темам:
- Современные методики и лучшие практики в работе педагога
дошкольного образования при реализации новой ФОП ДО в 2023/2024;
-
Роль
воспитателя
в
реализации
единого
ядра
содержания
дошкольного образования в контексте новой федеральной образовательной
программы дошкольного образования 2023;
-
ФОП
ДО
и
ФАОП
ДО:
совершенствование
компетенций
воспитателей детских садов в контексте новых образовательных программ
2023;
- Ключевые компетенции воспитателя как основа успешного внедрения
новой федеральной образовательной программы дошкольного образования
2023.
Подача заявок на обучение по темам ФОП ДО для педагогов
организаций
дошкольного
образования
доступна
через
регистрацию
посредством цифровых сервисов на информационно-справочном ресурсе
«Методические Рекомендации РФ» (Ьирз://МетодическиеРекомендации.РФ
раздел «Дошкольное»). Все материалы педагоги могут использовать в своей
практической педагогической деятельности. По итогам изучения материалов
выдаются документы повышения квалификации.
На основании вышеизложенного и в интересах дальнейшего развития
дошкольного образования прошу довести информацию (Приложение) до
персонального сведения заведующих детскими садами и руководителей
других
учреждений,
осуществляющих
уход
и
присмотр
за детьми
дошкольного возраста через системы электронного документооборота до
17 августа 2023 г.
Приложение на 6 листах в 1 экз.
Врио руководителя
Локин Н.С.
Локин Николай Сергеевич
Линия консультаций: Тел: +7(495) 502-49-44 (доб. 1804, 1805, 4116) (с 10-00 до 16-30 по Мск. времени)
Факс: +7(495) 502-49-44, e-mail: edu@fedps.ru
Приложение
Информация
к письму от 03.07.2023 №37-Г/23
для заведующих детскими садами, воспитателей
организаций дошкольного образования
«ФОП ДО: Совершенствование дошкольного образования и
создание единого образовательного пространства на период
дошкольного детства на всей территории Российской Федерации»
Объявление для ДОО (Д/С)
Педагогическим
работникам
дошкольных
образовательных
организаций для повышения квалификации и прохождения обучения по
темам новой федеральной образовательной программы дошкольного
образования необходимо своевременно оформить заявку на информационно
справочном
ресурсе
«Методические
Рекомендации
РФ»
(ЬЦрз://МетодическиеРекомендации.РФ раздел «Дошкольное»):
- Современные методики и лучшие практики в работе педагога
дошкольного образования при реализации новой ФОП ДО в 2023/2024;
- Роль воспитателя в реализации единого ядра содержания
в
контексте
новой
федеральной
образования
дошкольного
образовательной программы дошкольного образования 2023;
- ФОП ДО и ФАОП ДО; совершенствование компетенций
воспитателей детских садов в контексте новых образовательных
программ 2023;
- Ключевые компетенции воспитателя как основа успешного
новой
федеральной
внедрения
дошкольного образования 2023.
образовательной
программы
https://МетодическиеРекомендации.РФ раздел «Дошкольное».
Создание единого образовательного пространства
15 июня 2023 г. Правительство Российской Федерации представило
ежегодный доклад о реализации государственной политики в сфере
образования (далее - Доклад). Доклад подготовлен в соответствии с частью 2
статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (в последней редакции). Доклад
сформирован в соответствии со структурой, утвержденной постановлением
Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2020 г. № 2079 «О
внесении
изменений
в приложение
к Положению
о подготовке
и
представлении Федеральному Собранию Российской Федерации ежегодного
доклада
Правительства
Российской
Федерации
о
реализации
государственной политики в сфере образования». Доклад представляет обзор
и анализ реализации государственной политики в сфере образования. Доклад
содержит в том числе информацию, сформированную на основе данных
федерального статистического наблюдения (далее - ФСН), ведомственных
мониторингов, а также включает некоторые данные мониторинга системы
образования во исполнение постановления Правительства Российской
Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга
системы образования».
Устойчивое функционирование системы образования регулируется
нормами Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании) и
разрабатываемыми во исполнение данных норм подзаконными актами. В
2022 году внесен ряд значимых изменений в законодательство в сфере
образования,
во
многом
изменивших
взаимоотношения
субъектов
образовательной деятельности. В целях создания единого образовательного
пространства на всей территории Российской Федерации и реализации норм
Закона об образовании с учетом изменений, внесенных Федеральным
законом от 24 сентября 2022 г. № 371-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и статью 1
Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской
Федерации» (далее - Федеральный закон № 371-ФЗ), введены единые для
Российской Федерации федеральные основные образовательные программы
(далее - ФООП), которые разрабатываются и утверждаются Минпросвещения
России. При этом содержание и планируемые результаты разработанных
образовательными организациями образовательных программ должны быть
не ниже соответствующего содержания и планируемых результатов
федеральных основных общеобразовательных программ (часть 6.1 Закона об
образовании). Основные общеобразовательные программы, самостоятельно
разрабатываемые образовательными организациями, подлежат приведению в
соответствие с ФООП не позднее 1 сентября 2023 года.
Деятельность Правительства Российской Федерации
в
сфере
образования осуществляется в соответствии с решениями и поручениями
Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации,
положениями
законодательства
об
образовании,
а также
с учетом
установленных Федеральным законом от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О
стратегическом планировании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 172-ФЗ) правовых основ стратегического
планирования в Российской Федерации, реализуемых через координацию
государственного и муниципального стратегического управления и
бюджетной политики, полномочия федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,
органов местного самоуправления и их взаимодействие с общественными,
научными и иными организациями в сфере стратегического планирования.
Определение и корректировка стратегических задач в сфере образования
осуществляются поэтапно, исходя из установленного статьей 7 Федерального
закона № 172-ФЗ принципа сбалансированности системы стратегического
планирования по приоритетам, целям, задачам, мероприятиям, показателям,
финансовым и иным ресурсам и срокам реализации, отраженным в
документах стратегического планирования разного уровня.
Общий вектор развития системы образования задан в документах
стратегического планирования, разработанных в рамках целеполагания на
федеральном уровне: Стратегия национальной безопасности Российской
Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 2 июля
2021 г. № 400), Стратегия научно-технологического развития Российской
Федерации (утверждена указом Президента Российской Федерации от 1
декабря 2016 г. № 642), Стратегия пространственного развития Российской
Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением
Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г.№ 207-р),
Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до
2030 года (утверждена указом Президента Российской Федерации от 13 мая
2017 г. № 208) и ежегодно уточняется посланиями Президента Российской
Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. Положения
указанных документов определяют образование в качестве одного из
стратегических
национальных
приоритетов,
а
стратегическая
цель
государственной политики в области образования - повышение доступности
качественного образования, соответствующего требованиям инновационного
развития экономики, современным потребностям общества и каждого
гражданина.
Для совершенствования воспитательного процесса в образовании
запланирована актуализация Стратегии развития воспитания. 2023 год
проходит под знаком Года педагога и наставника, и одновременно
продолжается реализация мероприятий Десятилетия детства и Десятилетия
науки и технологий в Российской Федерации.
В целях определения стратегических перспектив совершенствования
дошкольного образования (далее - ДО) на среднесрочный период (до 2030
года) как уровня общего образования, оказывающего существенное влияние
на раннее развитие ребенка, эффективность перехода на освоение основных
общеобразовательных программ, и в связи с необходимостью обновления
содержания ДО в 2023 году будет завершена разработка Концепции развития
до.
Дальнейшее создание условий для обеспечения общедоступного и
качественного ДО в рамках государственных гарантий будет осуществляться
посредством:
- достижения к концу 2023 года показателя доступности ДО в среднем
по Российской Федерации для детей в возрасте от 3 до 7 лет не ниже 99,8% (с
учетом поэтапного решения вопроса в республиках Бурятия, Ингушетия,
Дагестан, Крым и Забайкальском крае) и доступности ДО для детей до 3 лет
- не ниже 100%;
- выработки комплексного подхода органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в планировании создания дополнительных
мест в дошкольных образовательных организациях (далее - ДОО), а также
кадровой обеспеченности, с учетом демографической составляющей и
перспектив развития жилой застройки;
- создания единого образовательного пространства на период
дошкольного детства на всей территории Российской Федерации через
приведение реализуемых образовательных программ ДО в соответствие с
федеральной образовательной программой дошкольного образования (далее ФОП ДО), направленной в том числе на приобщение детей к духовно
нравственным и социокультурным ценностям российского народа, любви к
своей семье и своей Родине и иным общепринятым в обществе ценностям;
- внедрения программ просветительской деятельности для родителей
(законных представителей) детей, посещающих ДОО вне зависимости от
формы
собственности,
информированности
о
с
целью
мерах,
повышения
их
предпринимаемых
компетентности,
государством
для
повышения рождаемости, поддержки семьи, материнства, отцовства и
детства.
Создание единого образовательного пространства предполагает
активное
участие
педагогической
общественности,
методических
объединений, всех заинтересованных подведомственных и иных
организаций.
На базе лекций ведущих профессоров педагогических университетов,
методических работ педагогов-практиков для педагогических работников
дошкольных образовательных организаций разработаны материалы по
темам:
- Современные методики и лучшие практики в работе педагога
дошкольного образования при реализации новой ФОП ДО в 2023/2024;
-
Роль
воспитателя
в
реализации
единого
ядра
содержания
дошкольного образования в контексте новой федеральной образовательной
программы дошкольного образования 2023;
ФОП ДО и ФАОП ДО: совершенствование компетенций
воспитателей детских садов в контексте новых образовательных программ
2023;
- Ключевые компетенции воспитателя как основа успешного внедрения
новой федеральной образовательной программы дошкольного образования
2023.
ЬйрБ^/МетодическиеРекомендации.РФ раздел «Дошкольное».
Порядок
Для ДОО (Д/С)
Подача заявок на обучение по темам ФОП ДО для педагогов
организаций дошкольного образования доступна через регистрацию
посредством цифровых сервисов на информационно-справочном ресурсе
«Методические Рекомендации РФ» (https://МетодическиеРекомендации.РФ
раздел «Дошкольное»). Все материалы педагоги могут использовать в своей
практической педагогической деятельности. По итогам изучения материалов
выдаются документы повышения квалификации.
- Современные методики и лучшие практики в работе педагога
дошкольного образования при реализации новой ФОП ДО в 2023/2024;
- Роль воспитателя в реализации единого ядра содержания
дошкольного
образования
в
контексте
новой
федеральной
образовательной программы дошкольного образования 2023;
- ФОП ДО и ФАОП ДО: совершенствование компетенций
воспитателей детских садов в контексте новых образовательных
программ 2023;
- Ключевые компетенции воспитателя как основа успешного
внедрения
новой
федеральной
образовательной
программы
дошкольного образования 2023.
Педагогическим
работникам
дошкольных
образовательных
организаций для повышения квалификации и прохождения обучения по
темам новой федеральной образовательной программы дошкольного
образования необходимо своевременно оформить заявку на информационно
справочном
ресурсе
«Методические
Рекомендации
РФ»
(Ьцр8://МетодическиеРекомендации.РФ раздел «Дошкольное»).
1Шр8://МетодическиеРекомендации.РФ раздел «Дошкольное».
Линия консультаций: Тел: +7(495) 502-49-44 (доб. 1804, 1805,4116) (с 10-00 до 16-30 по Мск. времени)
Факс: +7(495) 502-49-44, e-mail: edu@fedps.ru
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Координационный совет развития
сети центров непрерывного
повышения квалификации при
Национальной ассоциации
содействия внедрению системы
профессионального роста
125009 Москва, Тверская ул. 9, стр. 5
Тел: +7(495) 4-1111-87
Факс: +7(495) 4-1111-87
e-mail: redakciya@obrv.ru
19.07.2023 №883-7У/КС-23
«Дошкольное образование:
Обеспечение детального изучения
ФОП ДО в рамках содействия
успешному внедрению и реализации
с 1 сентября 2023 г. во всех ДОО
России»
Высшим должностным лицам
субъектов Российской
Федерации
Руководителям органов
исполнительной власти
субъектов
Российской Федерации,
осуществляющих
государственное
управление в сфере образования
Руководителям муниципальных
органов управления
образованием
С 1 сентября 2023 г. все дошкольные образовательные организации
России начинают руководствоваться федеральной образовательной
программой дошкольного образования (ФОП ДО) в соответствии с частью 6
статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-Ф3 «Об
образовании в Российской Федерации» и статьи 3 Федерального закона от
24.09.2022 №371-Ф3.
В целях содействия успешному внедрению и реализации ФОП ДО на
научно-педагогическом ресурсе «Федеральная площадка РФ» будет
обеспечен с 9 августа 2023 г. приём заявок на расширенный цикл лекций
профессоров с детальным изучением ФОП ДО. По итогам изучения лекций
педагогам выдаётся удостоверение повышения квалификации по курсу
«ФОП ДО: детальное изучение содержания, методик, практик».
Банк лекций, шаблонов документов, наглядных и методических
материалов (более 3 000 актуальных новых материалов по ФОП ДО)
педагоги смогут использовать в своей профессиональной деятельности на
протяжении всего 2023/2024 учебного года через личный кабинет повышения
квалификации.
Ьир8://ФедеральнаяПлощадка.РФ раздел «детально ФОП ДО»
Прошу довести данную информацию до сведения заведующих
детскими садами через системы персонального уведомления до 10 августа
2023 г.
а
ВрИО руководителя
/1^
' —^
Комшина Ю.С.
Линия консультаций: Тел: +7(495) 4-1111-87 (доб. 4091, Д093, 5561) (с 9-00 до 18-00 по Мск. времени),
Факс: +7(495) 4-1111 -87 E-MAIL: redakciya@obrv.ru
//