Федеральная адаптированная образовательная программа
дошкольного образования для обучающихся с ограниченным
возможностями здоровья (ФАОП ДО)
С 1 сентября 2023 года в соответствии с Приказом Министерства Просвещения
Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. № 1022 «Об Утверждении федеральной
адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья» дошкольные образовательные учреждения
начнут работать по новой федеральной адаптированной образовательной программе
дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья –
ФАОП ДО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Цель ФАОП ДО– обеспечить условия для дошкольного образования, которые
определяются общими и особыми потребностями детей раннего и дошкольного возраста с
ОВЗ, их индивидуальными особенностями развития и состояния здоровья.
С 01 сентября 2023 г. ДОУ переходят
на федеральную образовательную программу дошкольного образования (ФОП ДО)
Министерством Просвещения Российской Федерации разработана разработана в
соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных основных
общеобразовательных программ, утверждённым приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. № 874 (зарегистрирован Министерством
юстиции
Российской
Федерации
2
ноября
2022 г.,
регистрационный
№ 70809) Федеральная
образовательная
программа
дошкольного
образования.
Федеральная программа дошкольного образования разработана в соответствие с
федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования
(ФГОС ДО).
Федеральная программа позволяет реализовать несколько основополагающих
функций дошкольного уровня образования:
1) обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской
Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на
соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
2) создание единого ядра содержания дошкольного образования, ориентированного на
приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным
ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и
уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
3) создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения
детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию,
обеспечивающего ребёнку и его родителям (законным представителям) равные,
качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
4) Федеральная программа определяет единые для Российской Федерации базовые объем
и содержание дошкольного образования, осваиваемые обучающимися в организациях,
осуществляющих образовательную деятельность (ДОО), и планируемые результаты
освоения образовательной программы.
5) ФГОС ДО и Федеральная программа являются основой для самостоятельной
разработки и утверждения ДОО образовательных программ дошкольного образования
(Программа), обязательная часть которых должна соответствовать Федеральной
программе
и
оформляется
в
виде
ссылки
на
нее.
Федеральная программа определяет объем обязательной части этих Программ, который в
соответствии со ФГОС ДО составляет не менее 60% от общего объема программы. Часть,
формируемая участниками образовательных отношений, составляет не более 40% и может
быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в
том числе региональных, в которых осуществляется образовательная деятельность;
сложившиеся традиции ДОО; выбор парциальных образовательных программ и форм
организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют
потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива и
ДОО в целом. Содержание и планируемые результаты разрабатываемых в ДОО Программ
должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов
Федеральной программы.
6) Федеральная программа включает в себя учебно-методическую документацию, в
состав которой входят федеральная рабочая программа воспитания (далее - Программа
воспитания), примерный режим и распорядок дня дошкольных групп, федеральный
календарный план воспитательной работы (далее - План) и иные компоненты.
7) В Федеральной
организационный разделы.
программе
содержатся
целевой,
содержательный
и
8) В целевом разделе Федеральной программы представлены: цели, задачи,
принципы её формирования; планируемые результаты освоения Федеральной программы
в младенческом, раннем, дошкольном возрастах, а также на этапе завершения освоения
Федеральной программы; подходы к педагогической диагностике достижения
планируемых результатов.
9) Содержательный раздел Федеральной программы включает задачи и содержание
образовательной деятельности по каждой из образовательных областей для всех
возрастных групп обучающихся (социально-коммуникативное, познавательное, речевое,
художественно-эстетическое, физическое развитие). В нем представлены описания
вариативных форм, способов, методов и средств реализации Федеральной программы;
особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик и
способов поддержки детской инициативы; взаимодействия педагогического коллектива с
семьями обучающихся; направления и задачи коррекционно-развивающей работы (КРР) с
детьми дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями (ООП)
различных целевых групп, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья
(ОВЗ) и детей-инвалидов.В содержательный раздел Федеральной программы входит
федеральная рабочая программа воспитания, которая раскрывает задачи и направления
воспитательной работы, предусматривает приобщение детей к российским традиционным
духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы, правилам
и нормам поведения в российском обществе.
10) Организационный раздел Федеральной программы включает описание
психолого-педагогических и кадровых условий реализации Федеральной программы;
организации развивающей предметно-пространственной среды (далее - РППС) в ДОО;
материально-техническое обеспечение Программы, обеспеченность методическими
материалами и средствами обучения и воспитания.
11) Раздел включает примерные перечни художественной литературы,
музыкальных
произведений,
произведений
изобразительного
искусства
для
использования в образовательной работе в разных возрастных группах, а также
примерный перечень рекомендованных для семейного просмотра анимационных
произведений.
12) В разделе представлены примерный режим и распорядок дня в дошкольных
группах, федеральный календарный план воспитательной работы.
13) ДОО предоставлено право выбора способов реализации образовательной
деятельности в зависимости от конкретных условий, предпочтений педагогического
коллектива ДОО и других участников образовательных отношений, а также с учётом
индивидуальных особенностей обучающихся, специфики их потребностей и интересов,
возрастных возможностей.
14) Реализация Программ, направленных на обучение и воспитание, предполагает
их интеграцию в едином образовательном процессе, предусматривает взаимодействие с
разными субъектами образовательных отношений, осуществляется с учётом принципов
ДО, зафиксированных во ФГОС ДО.
При соблюдении требований к реализации Программ и создании единой
образовательной среды создается основа для преемственности уровней дошкольного и
начального общего образования.
План мероприятий ("дорожная карта") по введению и реализации
Что такое Федеральный
дошкольного образования?
государственный
образовательный
стандарт
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (ФГОС ДО) устанавливается в Российской Федерации в соответствии с
пунктом 6 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации" и представляет собой «совокупность требований,
обязательных при реализации основных образовательных программ дошкольного
образования (ООП ДО) образовательными учреждениями, имеющими государственную
аккредитацию».
Какие задачи дошкольного образования решает Стандарт?
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе
их эмоционального благополучия;
• обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка
в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка,
социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе
ограниченных возможностей здоровья);
• обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования,
реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
• создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их
возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей
и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой,
другими детьми, взрослыми и миром;
• объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
• формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей
здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;
• обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и
организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ
различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и
состояния здоровья детей;
• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
• обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования,
охраны и укрепления здоровья детей.