01.06.2022
Анализируя патриотический
медиа контент, можно выделить ряд электронных образовательных ресурсов,
интересных с точки зрения использования на дошкольной ступени.
Воспитание гражданина и
патриота - актуальная задача для сохранения государства, народа, его истории и
культуры. Первичные представления о малой Родине, Отечестве, социокультурных
ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках закладываются уже на
этапе дошкольного детства. Цель патриотического
воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности,
гражданской ответственности, духовности, становления граждан, обладающих
позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном
процессе в интересах отечества, укрепления государства, обеспечение его
жизненно важных интересов и устойчивого развития. Сложившиеся в мировой
практике системы патриотического воспитания подрастающего поколения нуждаются в
содержательном и технологическом обновлении в связи с новыми вызовами и
глобальными изменениями (миграцией разного уровня и характера, кризисом в
отношениях между странами, увеличением смешанных браков и т.п). Данными
тенденциями обусловлен поиск новых форм и средств патриотического воспитания,
одним из которых являются медиарессурсы, обладающие особым потенциалом. Многие медиаресурсы
обеспечивают так называемый «эффект живого присутствия», благодаря чему
создается уникальная ситуация эмоционально-образного восприятия информации и
демонстрации форм проявления отношения – поступка. За счет выразительных
позитивных и героических образов у детей проявляются патриотические чувства,
формируются важные для патриотического воспитания оценки и суждения. Наблюдения за детьми
старшего дошкольного возраста показывают, что современные дети с любопытством
смотрят трансляции событий, откликаются на новостные репортажи и рассказывают о
них в детском саду. Живой интерес у старших дошкольников вызывают медиаресурсы,
посвященные Великой Отечественной войне: ролики с исполнением песен военных лет
и чтением стихов о войне, с рассказами сверстников о воевавших прадедах и
воспоминаниями ветеранов и др. Между тем дошкольники не всегда умеют проявить
свои чувства или найти адекватную форму проявления своего отношения
(действия-поступка) к увиденному. Электронные
образовательные ресурсы эффективно помогают решать задачи патриотического
воспитания современных дошкольников; являются важным и актуальным каналом
получения информации; представляют собой особую наглядность за счет медиа
эффектов, интерактивности, вариативности; оказывают мощное по силе создается
уникальная ситуация эмоционально-образного восприятия информации воздействие на
ребенка, содержат яркие образы примеры; позволяют не только информировать, но и
вовлекать детей во взаимодействие с социумом. Необдуманное
использование ЭОР таит в себе определенные риски и проблемы (предоставление
неадекватной и негативной информации, эффект манипулирования сознанием детей и
пр.). Педагогам необходимо тщательно отбирать медиаресурсы для занятий с
детьми, грамотно их комментировать, реагировать-разъяснять негативные примеры и
события, попавшие в поле зрения детей. Сложность патриотического
воспитания дошкольников обусловлена не прямым обучением, а сопровождением
данного процесса. Оно не должно быть манипулятивным по характеру; нельзя
насильственно и формально научить любить Отчизну, можно только помочь ребенку
осознать свои чувства к ней и подсказать формы проявления отношения. Анализируя патриотический
медиа контент, можно выделить ряд электронных образовательных ресурсов,
интересных с точки зрения использования на дошкольной ступени.