01.06.2022
1. Условия
организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья и детей инвалидов
Федеральный закон об образовании в Российской
Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012, Статья 42.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся должны
быть проинформированы о целях и формах организации психолого-педагогического
сопровождения, обучающихся в образовательном процессе, являющимся
необходимым условием реализации образовательной программы в образовательной
организации.
Психолого-педагогическая помощь оказывается обучающимся на основании
заявления или согласия в письменной форме родителей (законных
представителей).
В муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский
сад общеразвивающего вида №144» на данный момент нет детей с ограниченными
возможностями здоровья, но, безусловно, при их появлении им будут представлены
равные условия для получения качественного дошкольного образования и обеспечены
равные права детям, имеющим разные стартовые возможности.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 года № 124-ФЗ «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации, от 29.12.2012 года №
273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства
просвещения РФ от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основам общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования», в МБДОУ
«Детский сад общеразвивающего вида №144» предполагается создание условий для
образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, для
их сопровождения и осуществления индивидуального подхода. Педагог -психолог и
учитель-логопед создали примерные адаптированные программы и положения на
основе которых, при необходимости, можно будет написать рабочие программы
специалистов. В детском саду есть педагог, повысивший уровень своей
квалификации и получивший удостоверение тьютора.
Учитывая сложности в создании РППС при работе с детьми- инвалидами, мы
разработали программу работы с такими детьми дистанционно.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или)
психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссии
и препятствующие получению образования без создания специальных условий (ч. 16
ст.2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»).
Цель деятельности– создание целостной системы,
обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции
нарушений в развитии детей, в освоении ими адаптированной образовательной
программы Учреждения и подготовка обучающихся к достижению детьми дошкольного
возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими
образовательных программ начального общего образования.
Прием ребенка с ОВЗ на обучение осуществляется образовательной организацией
при наличии у нее соответствующих материально-технических, информационных и
кадровых ресурсов, с согласия родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ
и по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ФЗ № 273-ФЗ ст. 44
ч. 3 п. 1).
В настоящее время в МБДОУ организован и действует логопедический пункт.
2. Условия
беспрепятственного доступа в образовательную организацию лиц с ОВЗ и инвалидов.
Учитывая сложности в создании РППС при работе с детьми- инвалидами, мы
разработали программу работы с такими детьми дистанционно.
Разработана версия официального сайта МБДОУ для слабовидящих
3.
Специальные условия образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов
«Под специальными условиями получения образования детьми с ОВЗ понимаются
условия обучения, воспитания и развития, включающие в себя использование
адаптированных образовательных программ (в том числе, программ коррекционной
работы, индивидуальных специальных программ); специальных методов обучения и
воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, компьютерные средства с включением специального оборудования,
представление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных и
коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или
затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ (ст. 79. П. 3
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изм. и доп.) «Об образовании в
Российской Федерации»
При организации образовательной деятельности, ухода и присмотра за детьми с
ОВЗ и инвалидами в МБДОУ должны быть учтены:
психолого-педагогическая служба сопровождения (учитель-логопед, педагог-психолог, инструктор по физической
культуре), которая участвует в проектировании и организации образовательного
процесса. Деятельность специалистов будет организована в форме консилиума для
выявления и обследования детей, разработки индивидуального образовательного
маршрута.
Организационное обеспечение.
Нормативно-правовые локальные акты. Организация медицинского обслуживания.
Организация питания. Организация взаимодействия с родителями. Организация
взаимодействия с ПМПК г.о.г. Воронеж. Организация взаимодействия с социальными
партнерами, с органами социальной защиты. Информационное обеспечение.
Психолого-педагогические условия: комплексное психолого-педагогическое
сопровождение детей с ОВЗ специалистами, использование специальных
образовательных программ и методов, специальных методических пособий и
дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных
занятий.
Материально-техническое обеспечение
Соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом
потребностей детей с ОВЗ, возможностей для беспрепятственного доступа
обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры МБДОУ, санитарно-бытовых условий с
учетом потребностей детей с ОВЗ, (частичное наличие оборудованных санузлов,
мест личной гигиены и т.д.); социально-бытовых условий с учетом конкретных
потребностей ребенка с ОВЗ, посещающих МБДОУ (наличие адекватно
оборудованного пространства в учреждении и т.д.); пожарной и электробезопасности,
с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в МБДОУ.
Организационно-педагогическое обеспечение.
Создание специальной развивающей предметно-пространственной среды,
специального режима в определенные периоды времени и др.;
Программно-методическое обеспечение; Обучение по АОП ДО.
Использование учебно-методических материалов, дидактических материалов.
Использование форм и методов организации инклюзивного образовательного процесса
в группе. Вариативные формы образования.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
МБДОУ на 100% укомплектовано педагогическими работниками, большая часть из
которых компетентна в понимании особых образовательных потребностей детей с
ОВЗ.
В МБДОУ работает педагог-психолог, учитель-логопед, имеющие опыт
работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями
здоровья.
Непрерывность профессионального развития педагогических работников будет
постоянно обеспечиваться освоением ими дополнительных профессиональных
образовательных программ в области коррекционной (специальной) педагогики,
специальной психологии и педагогики в достаточном объеме и не реже, чем каждые
три года.
Педагогические работники, осуществляющие образование детей данной
категории, должны будут пройти обучение на курсах повышения квалификации различной
тематике: «Организация коррекционно-развивающей работы в условиях реализации
ФГОС», «Технологии работы с дошкольниками с умственной отсталостью»,
«Современные образовательные технологии в условиях ФГОС ДО», «Модуль
«Образовательные технологии деятельностного типа в рамках реализации ФГОС»,
«Инновационные технологии образования детей с ОВЗ», «Комплексное сопровождение
учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования» и другие, что позволяет им
эффективно выстраивать образовательную деятельность.
Информация о составе педагогических работников МБДОУ с указанием уровня
образования, квалификации и опыта работы доступна в разделе официального сайта
«Сведения об образовательной организации» на странице «Педагогический состав»
(Специалисты и Воспитатели).
В учебно-методических комплектах педагога-психолога, учителя-логопеда
уже сейчас есть учебные пособия и дидактические материалы, обеспечивающие часть
направлений коррекционно-развивающего обучения.
В МБДОУ имеются специальные технические средства обучения коллективного и
индивидуального пользования. В МБДОУ активно применяются
информационно-коммуникационные технологии образования. В групповых помещения,
музыкальном зале установлено современное ИКТ оборудование, имеются ноутбуки для
педагогов.
Особенности предметно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья:
МБДОУ - детский сад готовится принять детей с различными нарушения в
развитии и здоровье.
Для детей с нарушением речи – это уголок с подборкой иллюстраций с
предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек,
карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слов,
предложения, иллюстрированные материалы для закрепления и автоматизации звуков
и т.п.
Для детей с нарушением интеллекта – предметы для развития перцептивных
действий, предметы для развития сенсорной сферы, реальные предметы для
рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины, подборки
простого иллюстрированного материала по ознакомлению с природой, окружающим,
действиями людей.
Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата – минифланелеграфы с
подборкой карточек, моделей по темам, разнообразные шнуровки по темам, мелкие
предметы для счета, выкладывания узоров, переборки, сухие бассейны, тренажеры,
игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки, бизиборды и т.д.
При использовании помещений МБДОУ для организации коррекционно-развивающей
работы с детьми с ОВЗ продуманы возможности физкультурного зала с оборудованием
для детей с ОВЗ, кабинетов учителя-логопеда, педагога-психолога. Более
подробная информация размещена в разделе официального сайта
«Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса».
Информация об адаптированных образовательных программах
АОП ДО определяет содержание образования и условия организации обучения и
воспитания обучающихся с ОВЗ (ФЗ №273 ст.79 п.1).
МБДОУ, в котором обучаются дети дошкольного возраста с ОВЗ, самостоятельно
разрабатывает и реализует адаптированную образовательную программу дошкольного
образования (далее по тексту АОП ДО) с учетом особенностей их
психофизиологического развития, индивидуальных возможностей,
обеспечивающей коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для детей со сложным
дефектом развития, с аутизмом, с умственной отсталостью умеренной и тяжелой
степени, с тяжелыми нарушениями речи).
Дети с ОВЗ принимаются на обучение по АОП ДО только с согласия их родителей
(законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.
Цель АОП ДО – создание оптимальных условий для
позитивной социализации и развития личности детей с ОВЗ через индивидуализацию
коррекционно-образовательного процесса.
Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) ребенка, имеющего особые
образовательные потребности
Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и
воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной
образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида (ч. 1 ст. 79 Федерального
закона от 29 декабря 2012 r. N 27З-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации·).
Образование детей, имеющих особые образовательные потребности, проводится
по индивидуальному образовательному маршруту в соответствии с индивидуальными
особенностями каждого ребенка, медицинскими рекомендациями, рекомендациями
специалистов на основе решения ПМПК и рекомендациями индивидуальной программы
реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.
Индивидуальный образовательный маршрут - это
образовательное пространство, создаваемое для ребенка и его семьи при
осуществлении образовательного и психолого- педагогического сопровождения в
МБДОУ специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных
особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени.
Чтобы создать индивидуальный маршрут ребёнка с ОВЗ в Учреждении, проводится
полное всестороннее психолого-педагогическое обследование. Специалисты МБДОУ (
учитель-логопед, педагог-психолог) наблюдают за ребенком в деятельности,
беседуют с ним и его семьей, диагностируют проблемные и успешные зоны развития
и только затем начинают работать над составлением индивидуального
образовательного маршрута по реализации адаптированной образовательной
программы МБДОУ, созданием индивидуальных условий, подбором обучающего
материала, заданий и занятий.
В ходе сопровождения специалисты осуществляют мониторинг результатов
работы, чтобы при необходимости скорректировать план действий совместно с
семьей ребенка.
На учебный год должен составляться План-график проведения диагностических
обследований, которые проводится с детьми с ОВЗ два раза в год: в сентябре
(входная) и в мае - итоговая. По результатам диагностики организуется система
индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми, которая согласуется с
родителями (законными представителями) ребенка.
Родители (законные представители) дают согласие на психолого-педагогическое
сопровождение ребенка в образовательном учреждении в письменном виде.
В настоящий момент в МБДОУ подготовлена примерная адаптированная программа,
которая находится на странице педагога-психолога официального сайта МБДОУ.
Осуществление необходимой коррекционно-развивающей работы и логопедической
помощи обучающимися (в т.ч. детям с ограниченными возможностями здоровья)
Коррекционно-развивающая работа - это дополнительная к основному
образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному
развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах.
Эта работа не подменяет собой обучение ребенка с ОВЗ, которое тоже носит
коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-педагогическое
сопровождение ребенка в образовательном процессе МБДОУ.
Особенности коррекционно-развивающей работы в детских вадах: создание
положительной психологической атмосферы; задания выполняются в игровой форме;
для достижения развивающего эффекта, дети неоднократное выполняют задания, но
на более высоком уровне трудности.
Коррекционно-развивающая работа в детском саду включает в себя следующие взаимосвязанные направления:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с
ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и
подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в
условиях Учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную
специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию имеющихся
недостатков в условиях ДОУ, способствует формированию коммуникативных,
регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального
сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по
вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий
обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную
деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса
для детей с ограниченными возможностями здоровья, их родителями (законными
представителями), педагогическими работниками.
Деятельность по коррекции дефектов в
развитии проходят в индивидуальной или
подгрупповой форме. Каждый раз педагоги создают ситуации успеха и похвалы,
способствующие повышению познавательной мотивации и самооценки обучающихся,
обеспечивается щадящий режим и дифференцированный подход. Образовательная
деятельность строится с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка в
ходе непрерывной образовательной деятельности, образовательной деятельности в
ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности, при взаимодействии с
семьей и социальными
партнерами.
Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ:
- развитие психических функций,
обеспечивающих усвоение образовательных областей;
- развитие сенсомоторного базиса для формирования умений и навыков;
- создание для каждого воспитанника ситуации успеха, сравнение его с самим
собой;
- формирование положительной мотивации к деятельности;
- обучение приемам и способам деятельности
с дидактическими материалами, игровым
приемам и др.
Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ
Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья
детей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с новыми
санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ:
1) проводится ежедневный утренний приём детей воспитателями, которые опрашивают
родителей о состоянии здоровья. Настоящие правила, и нормативы направлены на
охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию,
обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях.
2) Один раз в неделю медсестра проводят осмотр детей на педикулез. Результаты
осмотра заносят в специальный журнал. В случае обнаружения детей, пораженных
педикулезом, их отправляют на консультацию к специалистам (для санации).
Медсестра наряду с администрацией ДОУ несёт ответственность за здоровье и
физическое развитие детей и лиц с ограниченными возможностями в проведение
профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима
дня. ДОУ предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы
медсестры, осуществляет контроль их деятельности.
Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ. Большое внимание в детском саду
уделяется созданию условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников и
лиц с ограниченными возможностями. Деятельность по сохранению и
укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных
особенностей детей; путём оптимизации режима дня (все виды режима разработаны
на основе требований СанПиН); осуществления профилактических мероприятий;
контроля за физическим и психическим состоянием детей; проведений закаливающих
процедур; обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду;
формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни. В течение
года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными
особенностями ребенка. Особое место уделяется повышению двигательной активности
каждого ребенка в течение всего дня. Детям предоставляются оптимальные условия
для увеличения двигательной активности в режиме дня: физкультуры (на улице), в
свободном доступе для детей находятся физкультурные уголки, гимнастическое
оборудование, организуются в большом количестве подвижные игры,
физкультминутки. Широко используются корригирующие гимнастические, спортивные
игры и соревнования, общие сезонные и народные праздники. Сотрудничество инструктора
по физической культуре, воспитателей и медсестры позволяет
добиваться хороших результатов по оздоровлению и укреплению здоровья
воспитанников, о чем свидетельствует устойчивое снижение уровня заболеваемости
детей и повышение двигательной активности. Дошкольный возраст является наиболее
важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в
этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. В этом
возрасте интенсивно созревает мозжечок, под корковые образования, кора,
улучшается способность к анализу движений сверстников.
Новые подходы к содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня
здоровья современных дошкольников. Поэтому педагоги применяют в своей работе
новые подходы к организации занятий физическими упражнениями
Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей- инвалидов на
дошкольном уровне общего образования
«Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть
организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах,
группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную
деятельность», Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в
Российской Федерации»
Инклюзивное образование - обеспечение равного
доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых
образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Инклюзивное образование предлагает путь объединенности. С помощью
инклюзивного образования дети с особыми образовательными потребностями учатся
общению с другими детьми, развивают коммуникативные, поведенческие функции,
взаимодействуют друг с другом.