Психологическое сопровождение дошкольников в ДОУ
02.06.2025
Психологизация образовательного
процесса – это систематическое применение психологических знаний, технологий,
методов и приемов в деятельности субъектов образовательно - воспитательного
процесса в целях успешной модернизации национальной системы образования.
Психологизация дошкольного образования предполагает повышение уровня
психологической компетентности всех взрослых, взаимодействующих с ребёнком, и
включает в себя:
·
глубокие
знания возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики,
·
ориентированность
на первичность развития базовых познавательных процессов,
·
принятие
условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребёнка,
·
умение
распознавать «внешние сигналы» ребёнка об утомлении, перевозбуждении, потере
интереса к делу, недомогании и др. и правильно их интерпретировать.
Принцип психологизации обеспечивает
развивающую функцию содержания образования, реализацию его возможностей в
развитии индивидуальности и личности человека.
Психологическое сопровождение выступает как комплексная
технология, особая культура поддержки и помощи в решении задач развития,
обучения, воспитания и социализации ребёнка.
Психологическое сопровождение – это система профессиональной
деятельности педагога-психолога, охватывающая всех субъектов воспитательно-образовательного
процесса в дошкольном учреждении, по созданию социально-психологических условий
для полноценного проживания дошкольного детства, успешного обучения и развития
детей.
Объект психологического
сопровождения -
воспитательно- образовательный процесс.
Субъект психологического
сопровождения -
психическое развитие ребенка в воспитательно-образовательном процессе.
Предмет - социально-психологические условия
дошкольного образовательного учреждения.
Своеобразие дошкольного детства
состоит в том, что именно в данном возрасте в центре всей психической жизни
ребенка находится взрослый как носитель общественных функций, смыслов, задач
человеческой деятельности в системе общественных отношений. Вхождение ребенка в
социальное бытие взрослых происходит в процессе освоения им образовательных
областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое
развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Образовательные области не имеют
узко предметный характер, а опосредуют все сферы общественного и
индивидуального бытия ребенка. Их освоение, согласно ФГОС ДО, происходит на
фоне психологического, эмоционального и морально-нравственного благополучия
детей, положительного отношения к миру, к себе и другим людям.
На создание такого благоприятного
фона и на достижение воспитанниками уровня развития, необходимого и
достаточного для успешного освоения образовательных программ ДОУ, и направлена
деятельность педагога-психолога.
Требования ФГОС дошкольного
образования к результатам освоения основной образовательной программы
представлены в виде целевых ориентиров как социально-нормативных возрастных
характеристик возможных достижений ребенка в младенческом и раннем возрасте (к
3-м годам) и на этапе завершения дошкольного образования (к 7- 8 ми годам).
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке и не являются основанием
для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
Цель работы педагога – психолога в ДОУ: комплексное психолого-
педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса,
направленное на психолого-педагогическую поддержку позитивной социализации и
индивидуализации, развитие личности детей дошкольного возраста (обеспечение
психологического здоровья ребенка, основу которого составляет полноценная
реализация возможностей психического развития на каждом возрастном этапе).
Задачи работы педагога-психолога:
·
Психологический
анализ социальной ситуации развития в ДОУ, выявление основных проблем и
определение причин их возникновения, путей и средств их решения.
·
Создание в
ДОУ благоприятного для развития ребенка психологического климата, который
определяется продуктивностью его общения с взрослыми и сверстниками и созданием
успеха во всех видах деятельности дошкольников
·
Создание
условий для продуктивного развития высших психических функций у ребёнка при
построении образовательной работы с учётом «зоны ближайшего развития».
·
Содействие
формированию у ребёнка социальных качеств, общей культуры личности, способности
к активному социальному взаимодействию, развитию инициативности,
самостоятельности, ответственности, способности к контролю и самоорганизации
·
Профилактика
и преодоление трудностей в социальном и психическом здоровье воспитанников, а
также развитии воспитанников.
·
Участие в
обеспечении равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период
дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка,
социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе детей с
ограниченными возможностями здоровья).
·
Раскрытие и
развитие интеллектуального и личностного потенциала) способностей ребёнка.
·
Участие в
подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в
процессе непрерывного образования.
·
Мониторинг
психолого-педагогического статуса ребенка и динамики его психического развития.
·
Развитие
психолого-педагогической компетентности (психологической культуры)
родителей воспитанников и педагогов.
·
Оказание
своевременной психологической помощи и поддержки родителям воспитанников и
членам педагогического коллектива ДОУ в решении личных проблем, проблем
обучения, воспитания, общения, отношений, переживаний и пр.
·
Психологическое
обеспечение основной общеобразовательной программы дошкольного образования с
целью адаптации её содержания и способов освоения к интеллектуальным и
личностным возможностям и особенностям детей.
При определении оптимальных условий
развития необходимо учитывать не только задачи развития и воспитания, но и
возраст ребенка. Тот или иной возрастной период сенситивен к развитию
определенных психических процессов и свойств, психологических качеств личности,
которые служат опорой, базой, стартовым плацдармом для последующего развития.
Поэтому ребенок на каждом этапе своего возрастного развития требует особого к
себе подхода, определенного типа воздействия.