Психолого-педагогическое сопровождение образовательных программ
02.06.2025
Цель коррекционно-развивающей
работы ДОО: выявление особых образовательных потребностей детей с
ТНР и осуществление индивидуально-ориентированной
психолого-медико-педагогической помощи воспитанникам с ТНР с учетом их
психофизического, речевого развития, индивидуальных возможностей и в
соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;
Задачами деятельности
ДОО, по реализации АООПДО являются:
· обеспечение коррекционной направленности при
реализации содержания образовательных областей и воспитательных
мероприятий;
· коррекция речевых нарушений на основе
координации педагогических, психологических и медицинских средств воздействия;
· проведение индивидуальной и подгрупповой
логопедической работы, обеспечивающей удовлетворение особых образовательных
потребностей детей с ТНР с целью преодоления неречевых и речевых расстройств;
· достижение уровня речевого
развития, оптимального для ребёнка, и обеспечивающего возможность
использования освоенных умений и навыков в разных видах детской деятельности и
в различных коммуникативных ситуациях;
· психолого-педагогическое сопровождение
семьи (законных представителей) с целью ее активного включения в
коррекционно-развивающую работу с детьми; организацию партнерских отношений с
родителями (законными представителями).
Коррекционно-развивающая
работа в ДОО строится с учетом особых образовательных потребностей детей с ТНР
и заключений территориальной психолого-медико-педагогической комиссии
(ТПМПК), психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) дошкольной
образовательной организации с участием всех педагогов и специалистов,
задействованных в реализации АООПДО.
Коррекционно-развивающая работа всех
педагогических работников дошкольной образовательной организации включает:
- системное
и разностороннее развитие речи и коррекцию речевых расстройств (с учетом уровня
речевого развития, механизма, структуры речевого дефекта у детей с ТНР);
- социально-коммуникативное
развитие;
- развитие
и коррекцию сенсорных, моторных, психических функций у детей с ТНР;
- познавательное
развитие,
- развитие
высших психических функций;
- коррекцию
нарушений развития личности, эмоционально - волевой сферы с целью максимальной
социальной адаптации ребёнка с ТНР;
- различные
формы просветительской деятельности (консультации, собрания,
лекции, беседы, использование информационных средств),
направленные на разъяснение участникам образовательных отношений, в том числе
родителей (законных представителей), вопросов, связанных с особенностями образования
детей с ТНР.
Коррекционно-развивающая работа в ДОО
предусматривает вариативные формы специального психолого-педагогического
сопровождения детей с ТНР, координирует данное направление в деятельности
дошкольного учреждения служба
психолого-медико-педагогического сопровождения (СПМПС). Служба
ПМПС в ДОО содействует личностному и интеллектуальному развитию
воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности, оказывает
помощь детям в формировании у них принципов взаимопомощи, толерантности,
милосердия, ответственности и уверенности в себе. Служба ПМПС в ДОО является
основой интеграции действий педагога-психолога, учителей-логопедов,
медицинского работника и других специалистов в единую систему индивидуального
комплексного динамического сопровождения развития ребенка на всех этапах его
обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а
также организационные формы работы, что способствует реализации и развитию
потенциальных возможностей детей с ТНР и удовлетворению их особых
образовательных потребностей.
Такой системный подход к пониманию специальных условий
образования, обеспечивающих эффективность коррекционно-развивающей работы с
детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, позволит оптимально решить
задачи их обучения и воспитания в дошкольном возрасте.
Одной из форм взаимодействия
специалистов ДОО является психолого-
-педагогический консилиум (ППк).
ППк - организационная
форма взаимодействия всех участников психолого-педагогического сопровождения
образовательного процесса в ДОУ, в рамках которой происходит разработка
стратегии, планирование конкретного содержания и регламента
психолого-педагогического сопровождения воспитанника, определенных групп
обучающихся.
В состав ППк входят
педагогические работники, осуществляющие обучение, воспитание, социализацию и
сопровождение ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида.
Периодичность проведения заседаний (плановых,
внеплановых) ППк определяется запросом ДОУ на комплексное, всестороннее
обсуждение проблем, обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов. Плановые заседания
проводятся не реже 1 раза в месяц. В необходимых случаях на заседание ППк
приглашаются родители (законные представители) воспитанников.
Задачами ППк являются:
· выявление
и ранняя (с первых дней пребывания, обучающегося в ДОУ) диагностика
отклонений в развитии и/ или состояний декомпенсации;
· выявление
обучающихся, нуждающихся в создании специальных условий, в том числе оценка их
резервных возможностей развития;
· направление
обучающихся, нуждающихся в создании специальных условий в территориальную
психолого-медико-педагогическую комиссию (далее – ТПМПК) для определения
наличия у обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов потребности в создании специальных
условий обучения и воспитания: рекомендуемая программа, организация
образовательной среды, специальных методов психолого-медико-педагогического сопровождения,
а также повторное направление детей с ОВЗ, детей-инвалидов в ТПМПК для
подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций;
· разработка
и реализация АООПДО для обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов в соответствии
рекомендациями ТПМПК, для детей-инвалидов также в соответствии с ИПРА;
· разработка,
корректировка индивидуального образовательного маршрута при реализации АООПДО
для обучающихся, имеющих особые образовательные потребности;
· оценка
продолжительности и эффективности реализации АООПДО, в том числе организации
образовательной среды, используемых специальных методов
психолого-медико-педагогического сопровождения в рамках имеющихся в ДОУ
возможностей;
· корректировка
АООПДО, с учетом динамики психолого-медико-педагогического сопровождения
обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов их возрастных и индивидуальных особенностей;
· профилактика
физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
· подготовка
и ведение документации, отражающей актуальное развитие обучающихся с ОВЗ,
детей-инвалидов, детей с особыми образовательными потребностями, динамику их
состояния, динамику психолого-медико-педагогического сопровождения, оценку его
эффективности;
· консультативная
и просветительская работа с родителями по вопросам особенностей развития,
воспитания, обучения обучающегося с ОВЗ, ребенка-инвалида, обучающегося с
особыми образовательными потребностями, характера его социальной адаптации в
образовательной среде;
· организационно-методическая
поддержка педагогических работников ДОУ для обеспечения индивидуального подхода
к обучающимся с ОВЗ, детям-инвалидам в процессе реализации АООПДО, обучающимся
с особыми образовательными потребностями;
· координация
деятельности по психолого-медико-педагогическому сопровождению обучающихся с
ОВ3, детей-инвалидов с другими образовательными и иными организациями,
осуществляющими сопровождение (и психолого-медико-педагогическую помощь).