Психолого-педагогическая диагностика в как структурный компонент коррекционной работы с детьми с ТНР.
02.06.2025
Организация работы
службы психолого-медико-педагогического сопровождения (СПМПС) и
психолого-педагогического консилиума (ППк) сопровождается оценкой
индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО
п.3.2.3. и осуществляется в трех формах диагностики – педагогической,
логопедической и психологической. Участие ребенка в психологической и
логопедической диагностике допускается только с согласия его родителей
(законных представителей).
Цель диагностики:
выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей для
решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной
коррекции развития ребенка, построения его образовательной траектории
(индивидуализация образования).
Обследование (диагностика) строится с учетом следующих
принципов:
1. Принцип
комплексного изучения ребенка с тяжелыми нарушениями речи, позволяющий
обеспечить всестороннюю оценку особенностей его развития. Реализация данного принципа
осуществляется в трех направлениях:
а)
анализ первичных данных, содержащих информацию об условиях воспитания ребенка,
особенностях раннего речевого и психического развития ребенка; изучение
медицинской документации, отражающей данные о неврологическом статусе таких
детей, их соматическом и психическом развитии, состоянии слуховой функции,
получаемом лечении и его эффективности и проч.;
б)
психолого-педагогическое изучение детей, оценивающее соответствие его
интеллектуальных, эмоциональных, деятельностных и других возможностей
показателям и нормативам возраста, требованиям образовательной программы;
в)
специально организованное логопедическое обследование детей, предусматривающее
определение состояния всех компонентов языковой системы в условиях спонтанной
и организованной коммуникации.
2. Принцип
учета возрастных особенностей детей, ориентирующий на подбор и
использование в процессе обследования таких методов, приемов, форм работы и
лексического материала, которые соответствуют разным возрастным возможностям
детей.
3. Принцип
динамического изучения детей, позволяющий оценивать не отдельные, разрозненные патологические проявления,
а общие тенденции нарушения речеязыкового развития и компенсаторные возможности
детей.
4. Принцип
качественного системного анализа результатов изучения ребенка, позволяющий
отграничить физиологически обоснованные несовершенства речи, выявить характер
речевых нарушений у детей разных возрастных и этиопатогенетических групп и,
соответственно с этим, определить адекватные пути и направления
коррекционно-развивающей работы для устранения недостатков речевого развития
детей дошкольного возраста.
Психолого-педагогическое обследование в ДОУ
структурировано в форме следующего алгоритма:
1. |
Педагогическая
диагностика. |
1.1. |
Определение
степени адаптации детей раннего возраста. |
2.1. |
Психодиагностические
исследование детей раннего возраста - определение уровня нервно-психического
развития. |
3.1. |
Психолого
- педагогическая диагностика определения уровня умственного развития и
состояния интеллекта детей. |
4.1. |
Психолого-педагогическое
обследование личностной и эмоционально-волевой сферы детей: -
выявление детей с повышенным уровнем тревожности; -
изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада, «социометрия»; -
выявление представлений ребенка об отношении к нему других людей,
выявление его самооценки. |
5.1. |
Исследование
процесса произвольности психической деятельности - развитие зрительно-моторной
координации. Психодиагностическое исследование школьной зрелости. |
6.1. |
Диагностика
по методике Л.А. Ясюковой на определение уровня готовности к школьному
обучению. |
2. |
Педагогическая диагностика («Автоматизированная
информационная система «Мониторинг освоения ребенком основной образовательной
программы в дошкольном образовательном учреждении» (Авторы-разработчики: Едакова
И.Б., Соколов Е.Г., Шилкова И.А., Лесина Ю.Г.)
Оценка
показателей развития в образовательных областях: |
2.1. |
Речевое
развитие |
2.2. |
Познавательное
развитие |
2.3. |
Физическое
развитие |
2.4. |
Социально-коммуникативное
развитие |
Художественно-эстетическое
развитие |
|
3. |
Логопедическая
диагностика. Методика
исследования параметров речевой системы: |
3.1. |
Общее
звучание речи |
3.2. |
Артикуляционная
моторика |
3.3. |
Звукопроизношение |
3.4. |
Слоговая
структура слова |
3.5. |
Фонематический
слух |
3.6. |
Языковой
анализ и синтез |
3.7. |
Грамматический
строй речи |
3.8 |
Лексика |
3.9. |
Связная
речь |
Обследование детей проводится каждым педагогом
индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на
воспитанника. По данным обследования педагоги (члены ППк) составляют
индивидуальные заключения на обучающегося и разрабатывают рекомендации.
На заседании члены ППк, участвовавшие в обследовании,
на основании представленных индивидуальных заключений, вырабатывают
коллегиальное заключение ППк и индивидуальный образовательный маршрут на каждого воспитанника, имеющего особые образовательные потребности. Коллегиальное заключение ППк содержит
обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка и
рекомендованные специальные методы психолого-медико-педагогического
сопровождения ребенка. Коллегиальное заключение ППк для родителей (законных представителей)
носит рекомендательный характер.
Содержание коррекционно-развивающей работы и условий
организации обучения и воспитания для обучающихся с особыми образовательными
потребностями, определяется индивидуальным образовательным маршрутом, включающим
в себя информацию по работе службы психолого-медико-педагогического
сопровождения по реализации адаптированной основной образовательной программой
дошкольного образования (АООПДО).
Содержание индивидуального
образовательного маршрута ребёнка.
Медицинское сопровождение.
- Определяется
план профилактических и оздоровительных мероприятий по назначению врача.
Психологическое сопровождение.
- Определяется
план психологического сопровождения ребенка с ТНР.
Логопедическое сопровождение.
- Определяется
план коррекционного индивидуального сопровождения ребенка с ТНР по
познавательному и речевому развитию в дошкольном учреждении.
Педагогическое сопровождение.
- Определяется
план коррекционного индивидуального сопровождения ребенка с ТНР
по созданию условий в группе и содержанию образовательной работы.
Педагогическое сопровождение (музыкальный руководитель).
- Определяется
план коррекционного индивидуального сопровождения ребенка с ТНР по
коррекции речевых нарушений на музыкальных занятиях и музыкальной
деятельности.
Педагогическое сопровождение (инструктор по физической
культуре).
- Определяется
план коррекционного индивидуального сопровождения ребенка с
ТНР по коррекции речевых нарушений на физкультурных занятиях, досугах,
праздниках.
Индивидуальный образовательный маршрут — документ, отражающий общую стратегию и систему конкретных совместных действий специалистов ДОУ, родителей в процессе включения ребенка с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс, определяющий необходимые и достаточные условия для полноценного включения воспитанников и семьи в образовательную среду