Психолого-педагогическая диагностика в как структурный компонент коррекционной работы с детьми с ТНР.

02.06.2025

Организация работы службы психолого-медико-педагогического сопровождения (СПМПС) и психолого-педагогического консилиума (ППк) сопровождается оценкой индивидуального развития детей в соответствии с ФГОС ДО п.3.2.3. и осуществляется в трех формах диагностики – педагогической, логопедической и психологической. Участие ребенка в психологической и логопедической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).

Цель диагностики: выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития ребенка, построения его образовательной траектории (индивидуализация образования).

Обследование (диагностика) строится с учетом следующих принципов:

1.                  Принцип комплексного изучения ребенка с тяжелыми нарушениями речи, позволяющий обеспечить всестороннюю оценку особенностей его развития. Реализация данного принципа осуществляется в трех направлениях:

а) анализ первичных данных, содержащих информацию об условиях воспитания ребенка, особенностях раннего речевого и психического развития ребенка; изучение медицинской документации, отражающей данные о неврологическом статусе таких детей, их соматическом и психическом развитии, состоянии слуховой функции, получаемом лечении и его эффективности и проч.;

 б) психолого-педагогическое изучение детей, оценивающее соответствие его интеллектуальных, эмоциональных, деятельностных  и других возможностей показателям и нормативам возраста, требованиям образовательной программы;

в) специально организованное логопедическое обследование детей, предусматривающее определение состояния всех компонентов языковой системы в условиях  спонтанной и организованной коммуникации.

2.                   Принцип учета возрастных особенностей детей, ориентирующий на подбор и использование в процессе обследования таких методов, приемов, форм работы и лексического материала, которые соответствуют разным возрастным возможностям детей.

3.                  Принцип динамического изучения детей, позволяющий оценивать не отдельные, разрозненные патологические проявления, а общие тенденции нарушения речеязыкового развития и компенсаторные возможности детей.   

4.                  Принцип качественного системного анализа результатов изучения ребенка, позволяющий отграничить физиологически обоснованные несовершенства речи, выявить характер речевых нарушений у детей разных возрастных и этиопатогенетических групп и, соответственно с  этим, определить адекватные пути и направления коррекционно-развивающей работы для устранения недостатков речевого развития детей дошкольного возраста.

Психолого-педагогическое обследование в ДОУ структурировано в форме следующего алгоритма:

1.       

Педагогическая диагностика.

1.1. 

Определение степени адаптации детей раннего возраста.

2.1. 

Психодиагностические исследование детей раннего возраста - определение уровня нервно-психического развития.

3.1. 

Психолого - педагогическая диагностика определения уровня умственного развития и состояния интеллекта детей.

4.1. 

Психолого-педагогическое обследование личностной и эмоционально-волевой сферы детей:

- выявление детей с повышенным уровнем  тревожности;

- изучение взаимоотношений между детьми в группе детского сада, «социометрия»;

- выявление представлений ребенка об  отношении к нему других людей, выявление его самооценки.

5.1. 

Исследование процесса произвольности психической деятельности - развитие зрительно-моторной координации.  Психодиагностическое исследование  школьной зрелости.

6.1. 

Диагностика по методике Л.А. Ясюковой на определение уровня готовности к школьному обучению.

2.       

Педагогическая диагностика («Автоматизированная информационная система «Мониторинг освоения ребенком основной образовательной программы в дошкольном образовательном учреждении» (Авторы-разработчики: Едакова И.Б., Соколов Е.Г., Шилкова И.А., Лесина Ю.Г.)

Оценка показателей развития в образовательных областях:

2.1.

Речевое развитие

2.2.

Познавательное развитие

2.3.

Физическое развитие

2.4.

Социально-коммуникативное развитие

2.5.Хочу такой сайт

Художественно-эстетическое развитие

3.       

Логопедическая диагностика.

Методика исследования параметров  речевой системы:

3.1.

Общее звучание речи

3.2.

Артикуляционная моторика

3.3.

Звукопроизношение

3.4.

Слоговая структура слова

3.5.

Фонематический слух

3.6.

Языковой анализ и синтез

3.7.

Грамматический строй речи

3.8

Лексика

3.9.

Связная речь

Обследование детей проводится каждым педагогом индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на воспитанника. По данным обследования педагоги (члены ППк) составляют индивидуальные заключения на обучающегося и разрабатывают рекомендации.

На заседании члены ППк, участвовавшие в обследовании, на основании представленных индивидуальных заключений, вырабатывают коллегиальное заключение ППк и  индивидуальный образовательный маршрут на каждого воспитанника, имеющего особые образовательные потребностиКоллегиальное заключение ППк содержит обобщенную характеристику структуры психофизического развития ребенка и рекомендованные специальные методы психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка. Коллегиальное заключение ППк для родителей (законных представителей) носит рекомендательный характер.

Содержание коррекционно-развивающей работы и условий организации обучения и воспитания для обучающихся с особыми образовательными потребностями, определяется индивидуальным образовательным маршрутом, включающим в себя информацию по работе службы психолого-медико-педагогического сопровождения по реализации адаптированной основной образовательной программой дошкольного образования (АООПДО).

Содержание индивидуального образовательного маршрута  ребёнка.

Медицинское сопровождение.

-        Определяется план профилактических и оздоровительных мероприятий по назначению врача.

Психологическое сопровождение.

-         Определяется план психологического сопровождения ребенка с ТНР.

Логопедическое сопровождение.

-        Определяется план коррекционного  индивидуального сопровождения  ребенка с ТНР по познавательному и речевому развитию в дошкольном учреждении.

Педагогическое сопровождение.

-        Определяется план коррекционного  индивидуального сопровождения  ребенка с ТНР по  созданию условий в группе и содержанию образовательной работы.

Педагогическое сопровождение (музыкальный руководитель).

-        Определяется план коррекционного  индивидуального сопровождения  ребенка с ТНР по коррекции речевых нарушений  на музыкальных занятиях и музыкальной деятельности.

Педагогическое сопровождение (инструктор по физической культуре).

-        Определяется план коррекционного  индивидуального сопровождения  ребенка с ТНР  по коррекции речевых нарушений на физкультурных занятиях, досугах, праздниках.

 

Индивидуальный образовательный маршрут — документ, отражающий общую стратегию и систему конкретных совместных действий специалистов ДОУ, родителей в процессе включения ребенка с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс, определяющий необходимые и достаточные условия для полноценного включения воспитанников и семьи в образовательную среду

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».