1 Содержание программы 1.1. 1.1.1. 1.1.2. 1.2. 2.1 2.1.1. 2.1.2. 2.1.3. 2.1.4. 2.1.5. 2.2. 2.3. 2.4. 2.5. 2.6. 2.7. 3.1. 3.5. 5 Введение Раздел I. Целевой раздел Пояснительная записка. Цели и задачи реализации программы. Принципы и подходы к формированию Программы. Планируемые результаты освоения Программы. Раздел II. Содержательный раздел Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания. Социально-коммуникативное развитие. Познавательное развитие. Речевое развитие. Художественно-эстетическое развитие. Физическое развитие. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик Способы и направления поддержки детской инициативы. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников. Иные характеристики содержания Программы. Учебно – тематический план Раздел III Организационный раздел Описание материально-технического обеспечения Программы Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Литература 2 ВВЕДЕНИЕ Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Люби и знай родной свой край» (далее Программа) туристко-краеведческой направленности ориентирована на детей дошкольного возраста с 5 до 7 лет. Основные принципы, положенные в основу программы: принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития; принцип демократичности, предполагающий сотрудничество воспитателя и ребёнка; научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой; систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике. Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность. Актуальность программы по краеведению «Люби и знай родной свой край» в том, что через взаимодействие с семьей и ближайшим социальным окружением, используя материалы минимузея, природные особенности региона, культурно-исторические традиции и народное творчество, а также через социальные акции воспитываются нравственно-патриотические чувства, основы экологической культуры, способствует социализации ребенка, развивает познавательный интерес. Программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов: • Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989г.); • Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 г. № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»; • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; • Письмо министерства просвещения Российской Федерации от 19.08.2022 г. «Об адаптированных дополнительных общеразвивающих программах»; • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р); • Паспорт национального проекта «Образование» (утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018г. №16); • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»; • Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Методические рекомендации ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»» // Москва: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2023.; • Уставом МБДОУ «Детский сад № 7». В программе раскрывается методика работы по туристско-краеведческой деятельности с детьми дошкольного возраста. Представлены все основные аспекты: краеведение, знакомство с растительным и природным миром нашего края и др. 3 Раздел I. Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка. 1.1.1. Цели и задачи реализации Программы Цель и задачи программы Цель программы: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и чувства к своей семье, месту, где он живет, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей г. Троицка. Воспитание собственного достоинства как представителя своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного отношения к представителям других национальностей. Задачи: Развивать познавательный интерес к изучению родного города, его истории, быту, социальных объектов, достопримечательностей; Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; Обогащать представления детей об окружающем мире, через ознакомление с природой родного края; Формирование бережного отношения к природе и всему живому; Формирование экологических и краеведческих знаний; системно и углубленно познакомить юных Троичан с историей и культурой родного города; Знакомство с государственными символами: флагом, гербом, гимном; Воспитывать нравственно-патриотические чувства, любовь и уважение к своей семье, малой родине, толерантное отношение к народам других национальностей; Способствовать вовлечению родителей воспитанников (законных представителей) в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада для передачи культурно-исторического наследия. Решение задач по данной программе предусматривается не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольника. 1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы. При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с родным городом учитываются следующие принципы: историзма - реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания: они не могут представить историческую прямую времени, определить свое место на ней и проследить удаленность тех или иных событий; гуманизации - предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству; дифференциации - заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др; интегративности - реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным залом, музеем и т.п.; в естественном включении краеведческого материала в базовые программы дошкольного образования. Содержание краеведческого материала определяется с учетом преемственности с начальной школой; сочетания всех видов деятельности при 4 знакомстве детей с историко - культурными особенностями города. Интеграция в педагогическом процессе рассматривается как фактор создания эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как важнейшее условие его целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности; принцип постепенного перехода от более близкого ребенка, личностно- значимого (дом, семья, детский сад, к менее близкому – культурно- историческим фактам). Деятельности подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление рассказов, изготовление поделок, благоустройство и охрана окружающей природы). Программа ориентирована на детей дошкольного возраста с 6 до 7 лет. Объем и срок освоения программы: 1 год обучения Режим занятий – 1 раз в неделю, продолжительностью 30 минут Программа состоит из четырех блоков: «Детский сад» «Наш микрорайон» «Город» «Природа г. Троицка» Все четыре блока связаны единой идеей, целью, задачами. Программа подразумевает понедельное ознакомление и формирование знаний о месте, в котором живем, по определенной тематике на занятиях, которые проводятся один раз в две недели. 1.1.3. Планируемые результаты освоения Программы Планируемые результаты на этапе завершения дошкольного образования: ребенок обладает начальными представлениями о природном и социальном мире родного края; ребенок проявляет интерес к событиям настоящего и прошлого города Троицка; хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, но и в центральных улицах родного города, знает и стремится выполнять правила поведения в городе; проявляет интерес к представителям разных этносов своего города, к знакомству с их культурой, традициями; толерантно относится к детям других национальностей; проявляет интерес к родословной семье, имеет представления о семейных и родственных связях, правилах общения, значимых событиях, традициях; отражает свои впечатления об особенностях города, края в предпочитаемой деятельности: воплощает образы в играх, разворачивает сюжет, изображает, участвует в театральных постановках, детском книгоиздательстве, оформлении выставок; самостоятельно может рассказать о городе (ее достопримечательностях, природных особенностях, памятных местах, выдающихся людях); 5 проявляет интерес к литературным произведениям, творчеству писателей и поэтов, народных умельцев, музыкальных творческих коллективов, художников города; вспомнить стихотворения, песни, народные игры; ребенок способен самостоятельно применять игры разных народов города, края для организации собственного досуга; с удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование, музейные выставки, связанные с познанием малой родины; бережно относиться к родной природе, результатам труда других людей. Оценка индивидуального развития детей по формированию навыков краеведческой культуры осуществляться через: анализ детской деятельности (рассказы о городе, творческие работы, детские проекты, участие в социально-значимых событиях города, сюжетно-ролевые игры с общественной тематикой, дидактические игры); наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения, проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах). Раздел II. Содержательный раздел 2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных примерных основных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания. Реализация областей определяется конкретной образовательной ситуацией в группе, индивидуальными склонностями детей, интересами, особенностями развития. 2.1.1. Социально-коммуникативное развитие включает: развитие эмоционально-ценностного отношение к семье, дому, улице, городу Троицку; формирование толерантности к людям разных национальностей, проживающих на территории города Троицка, ценностного отношения к их культуре, обычаям, традициям; воспитание у дошкольников любви и привязанности к своей семье, родному дому, уважение к семейным ценностям; воспитание чувства уважения к профессиям создающих красоту родного город; содействие эмоциональной и практической вовлеченности детей в события городской жизни (привлечение к участию в культурных мероприятиях, праздниках, городских акциях); развитие чувства принадлежности к малой родине, понимание того, что история родного города Троицка, региона неразрывно связана с историей России. 2.1.2. Познавательное развитие включает: формирование любови к родному городу, краю, интереса к его прошлому и настоящему; умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении; обогащение представлений детей о многообразии растительного и животного мира родного края, о значении природных богатств в жизни человека; расширение представлений детей о характерных особенностях города, об учреждениях культурно-бытового назначения, достопримечательностях, памятных мест, культурном и природном экономическом своеобразии г. Троицка; ознакомление детей с многообразием народов, населяющих наш край (особенности 6 быта, национальной одежды, традиций) 2.1.3. Речевое развитие включает: формирование интереса детей к литературным произведениям, творчеству писателей и поэтов г. Троицка; развитие речевого творчества в придумывании сказок и историй о событиях и достопримечательностях малой родины. 2.1.4. Художественно-эстетическое развитие включает: расширение представлений о творчестве музыкантов, народных умельцев, художников, писателей г. Троицка; развитие эстетического восприятия в процессе чтения произведений художественной литературы о малой родине, в беседах о событиях, происходящих в родном городе, в рассуждениях о достопримечательностях края; развитие творческих способностей детей в играх-фантазиях, изобразительной, театрализованной деятельности на содержании освоенного краеведческого материала; формирование чувства гордости за культурное наследие г. Троицка. 2.1.5. Физическое развитие включает: ознакомление детей с традиционными и национальными подвижными играми народностей, проживающих на территории города Троицка; формирование здорового образа жизни через знакомство с видами спорта, спортсменами и их достижениями, содействие активному участию в спортивных мероприятиях города. Программно-методическое обеспечение: Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство»/Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014 г. 2. Кондратьева Н.Н. Мы программа экологического образования. С-Петербург «Детствопресс», 2004г. 3. Воронкевич О.В. Добро пожаловать в экологию. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. СПб.: ООО «Издательство» «Детство-Пресс», 2011. 4. Князеква О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры СПб.: ООО «Издательство» «Детство-Пресс», 2010. 5. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина. (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ). – М.: ТЦ Сфера, 2005. 6. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ЦГЛ, 2008. 7. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром (экспериментирование). – СПб.: ООО «Издательство»«Детство-Пресс», 2010. 8. Маневцева Л.М. Листок на ладони. Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников.– СПб.: ООО «Издательство» «Детство-Пресс», 2005. 1. 2.2. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов Для реализации программы предлагаем следующие методы и формы: 7 Наглядный метод используется вовремя: Чтения педагогом рассказов; составление рассказов о профессиях родителей, горожан, природе города, края; Рассматривания картин, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой родине (альбомов, фотографий, книг о городе, природе, фотографии с достопримечательностями); Познавательно - игровая деятельность в уголках краеведения; Праздники, развлечения, конкурсы, посвященные городу; Экскурсии по городу, целевых прогулок; наблюдения, целевые прогулки, экскурсии по городу обеспечивающие знакомство с городом (домами, близлежащими улицами, социально - культурными объектами, достопримечательностями, памятными местами); Беседы с просмотром фотографий, иллюстраций. Фильмов. Экспериментально – опытнической деятельности. Создание фотоальбома в группах «Город, в котором живешь»; Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе: Развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений художественной литературы, легенд, о городе, крае; Проведение разнообразных игр; Загадывание загадок; Проведение конкурсов, тематических вечеров, конкурсов; Практический метод используется, когда необходимо: Организовать продуктивную деятельность; участие в проектной деятельности продуктом, которой являются плакаты, создание карт города, макеты, составление маршрутов по городу, коллекционирование; Участие в совместных с воспитателем труде, на участке детского сада: посильная уборка участка после листьев, подкормка птиц, посадка цветов, украшение города к праздникам; Сбор гербариев растительности, лекарственных трав города, края; Изготовление наглядных пособий для занятий; Участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях, происходящих в городе: чествование ветеранов, социальные акции; Изготовление сувениров к дню рождения города; Формы работы с детьми. Занятия, беседы; беседы о событиях, происходящих в родном городе, о достопримечательностях. Тематика бесед: «Что надо делать, чтобы наш город был красивым», «Любимые места в городе», «Деревья моего города», «Жители города», «Звуки города», «Кто твои соседи», «А у нас во дворе», «Куда течет река Енисей», «Красота тайги», «Край-труженик (о промышленном и сельском хозяйстве), «Мы друзья леса», «Обитатели наших лесов», «Народы, населяющие наш город, край» Игры – путешествия, викторины; дидактические игры: «Кто где живет», «Узнай и назови», «Составь фотографию», «Транспорт в нашем городе», «Знаешь ли ты свой город», «Узнай по описанию» и др.; Проведение совместных праздников; Экскурсии, целевые прогулки; Развлечения, основанные на русском фольклоре; Спортивно – театрализованные досуги; Выставки детского рисунка в детском саду «Город, в котором мы живем», «Мой праздничный город»; 8 Краеведческая программа в соответствии со стоящими перед ней задачами и с учетом специфики дошкольного возраста реализуется с помощью разных средств, методов и приемов, которые стимулируют любознательность, вовлекают воспитанников в активный исследовательский поиск, формируют познавательные потребности и мотивацию, развивают творчество. игры-экспериментирования и исследовательская деятельность, позволяющая детям устанавливать связи между созданием и использованием предмета для детской деятельности и его использованием в городской среде; проектная деятельность, проблемные ситуаций, поисковые вопросы, которые позволяют стимулировать проявления любознательности дошкольников, самостоятельный поиск информации (найти интересный факт, новую иллюстрацию); музейная педагогика – которая интегрировано решает задачи эстетического, нравственного, духовного, патриотического воспитания. Помогает лучше узнать свой родной край, особенности природы, истории, культуры и их взаимосвязь с историей и культурой страны; информационно – коммуникативные технологии – обеспечивают наглядность, способствуют лучшему запоминанию, расширяют кругозор. Презентации, видеофрагменты, слайды, помогают познакомиться с теми фактами, которые нельзя увидеть в повседневной жизни: историю детского сада, города, традиции, обычаи, познакомиться с профессиями горожан и др. 2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик Культурные практики ориентированы на проявление детьми самостоятельности и творчества в разных видах деятельности. В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора, творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей. Совместная игра воспитателя и детей направлена на обогащение содержания творческих игр краеведческой направленности, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры. Ситуации общения и накопления положительного социально - эмоционального опыта носят проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям, в разрешении которой они принимают непосредственное участие. Творческая деятельность, предполагает использование и применение детьми знаний и умений по художественному творчеству, организацию восприятия музыкальных и литературных произведений и свободное общение воспитателя и детей на литературном, художественном или музыкальном материале писателей, поэтов, художников, мастеров декоративно-прикладного искусства города Троицка. Система игр и заданий. Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения, занимательные задачи. Досуги и развлечения (познавательные, творческие, оздоровительные). Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. 2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоциональнопрактическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь и стремится к 9 активной деятельности. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его развитие. Поэтому при организации краеведческой работы с дошкольниками планируются разнообразные виды деятельности - игровая, изобразительная, познавательно исследовательская, чтение. Интеграция различных видов деятельности, а также включение методов познавательной активности – обеспечивают повышение интереса к данной теме. Методы повышения познавательной активности: элементарный анализ (установление причинно-следственных связей); экспериментирование и опыты; придумывание сказок, рассказов; сюрпризные моменты; элементы творчества и новизны; игровые и воображаемые ситуации; решение логических задач; метод моделирования и конструирования; исследование предметов живой и неживой природы; прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое, настоящее и будущее); игровые приемы; проблемные ситуации и задачи; неясные знания (догадки); предположения (гипотезы). Детская инициатива проявляется в свободной и самостоятельной деятельности детей по выбору и интересам в форме самостоятельной инициативной деятельности: - отражают впечатления об увиденном на прогулках, экскурсиях по городу в творческой деятельности (конструируют, рисуют, лепят); организуют выставки в творческих мастерских; - экспериментируют с объектами и материалами неживой природы; - разворачивают игровые сюжеты, сочиняют рассказы; - организуют театрализованные представления, концерты; - придумывают сказки, рассказы о семье, городе; - организуют подвижные игры. Каждое последующее занятие продолжает и конкретизирует главную тему, заканчивая творческую деятельность, где высказывают свои впечатления, отражают в рисунках, чертежах, картах – схемах, изготавливают макеты. Во время таких занятий дети наблюдают явления природы, знакомятся с объектами, упражняются в освоении туристических навыков и умений, учатся контактировать друг с другом и взрослыми. На основе собранного материала во время походов организуется ландшафтно – этнографический музей, который позволит познакомить дошкольников с национальными природными особенностями края, с использованием ресурсов и отношением людей и природы в конкретном районе, с экологическими проблемами на примере своей местности. Большое значение в экологическом воспитание ребят имеет среда, в которой они проводят длительное время, в частности, среда нашего дошкольного учреждения. Поэтому в первом блоке «Детский сад» идет оценка экологической ситуации, в которой находится детский сад и составляется «Экологический паспорт». Во втором и третьем блоке итоговые занятия. Задачи Город Троицк. Проявлять стойкий интерес к истории и традиции города. Понимать, что место, где он родился, вырос, дорого для каждого человека. Это его малая родина. Испытывать чувство гордости за нее. Россия. Иметь элементарные представления о том, что наша страна – Россия, она большая. Троицк – 10 часть России. В России много краев и областей. Знать государственную символику России: герб. Флаг, гимн. Понимать, что есть Родина большая и малая: Россия – это большая Родина. Всех , кто живет в России, называется россиянами. Знать, что Москва – главный город, столица России. Иметь представление о некоторых культурных и исторических местах Москвы. Проявлять интерес к познанию свое Родины, испытывать чувство гордости за нее. Природа Продолжить знакомство с природой родного края, растительным и животным миром, природной зоны региона, страны. Русская народная культура Иметь представление о том, что в Троицке живут разные народы: Русские. Украинцы. Татары , Казахи и др. У каждого народа есть свой язык и традиционная культура (костюм, виды деятельности, искусство и др.) Иметь элементарные представления об условиях жизни, иметь элементарное представление о занятиях предков русского народа, знать предметы мебели, посуды, одежде, ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРОГРАММЕ Систематизировать знания детей о характерных особенностях города, об учреждениях культурно-бытового назначения, достопримечательностях, памятных мест. 2. Расширить представление о географическом, культурном своеобразии г. Троицка. 3. Формировать интерес к истории, традициям, обычаям города. Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях города, горожан, культурных мероприятиях и социальных акциях. 6. Развивать умение ориентироваться по карте, глобусу, находить свою страну, родной город. 7. Формировать у детей представление о символике родного города. 5. Знакомить детей с многообразием народов, населяющих наш город (особенности быта, национальной одежды). 7. Воспитывать уважение к людям различных национальностей, эмоционально - ценностное отношение к своему дому, улице, городу, эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. 1. Месяц Тема занятия 1.Дорожная безопасность Региональный компонент Изготовление макета «Я иду в детский сад» (маршрут до детского сада с соблюдение ПДД). Д/игра «Дорожные знаки на улицах города». 2.Что нам осень подарила? Осенний лес. октябрь Викторина «Растительный мир нашего города» Прогулка на набережную «Чудеса природы». Сбор природного материала. Изготовление фотоальбома «Осень в нашем городе» с привлечением родителей. 3. Знакомство с Д/игра «Откроем «Красную книгу». лекарственными растениями Беседа «Лекарство на подоконнике»- рассказ о Южного Урала комнатных лекарственных растениях дома и в саду и правилах безопасного общения с ними. 4. Добрые дела. Акция с родителями «Добрые слова для пожилых людей - заучивание стихов, изготовление открыток. 5. Наши земляки - герои Экскурсия к памятнику «Воинам интернационалистам» 11 Беседа «Мы помним героев» 1. День Народного единства. Квест-игра «Когда мы едины» Моя страна. 2. Спортивные ребята Целевая прогулка на стадион 17 лицея. Игры с мячом на стадионе. ноябрь 3. Животные нашего леса. Природа и ближайшее окружение 4. Никого роднее мамы в целом мире нет! 1. Здравствуй гостья зима! 2. Наша Родина Россия – наш Троицк. декабрь 3. Птицы нашего города 4. Мы встречаем Новый год. 1. В январе, в январе много снега во дворе! январь 2. Юные волонтеры 3. Бытовая техника. 1. Улицы нашего микрорайона 2. Достопримечательности города февраль 3. Все работы хороши, а у папы лучше 4. Проводы зимы 1. Наши любимые мамы 2. Дом, улица, город март 3. К нам весна шагает. Природа и ближайшее окружение 4. Цветы-первоцветы нашего края Изготовление карты Южного Урала Д.и. «Места обитания животных нашего края» Клуб интересных встреч. Рассказ-интервью о профессиях мам. Вернисаж «Зима в Троицке». Акция «Береги елочку» (размещение плакатов в микрорайоне). Викторина «Знатоки г. Троицка». Познавательно игровая деятельность в мини музее «Троицк многонациональный». «Покормите птиц зимой» акция для детей совместно с родителями «В моем дворе заботятся о птицах» изготовление и развешивание кормушек Беседа «Новогодние игрушки из старинного сундука». Собрать с родителями коллекцию старинных игрушек. Оформление выставки в минимузее. Экскурсия на площадь г. Троицка Фотоальбом «Зима - белоснежка!» - с родителями. Публикация фотографий зимних развлечений на странице в ВК. Расчистка снега, развешивание кормушек, изготовленных детьми, на участках ясельных групп. Экскурсия в городской музей «Старинные предметы быта». Прогулка по микрорайону. Составление схемы безопасного маршрута. Виртуальная экскурсия по городу Д\И «Найди, где я живу» Клуб интересных встреч – знакомство с профессиями пап. Развлечение «Будем зиму провожать» Русские-народные игры-забавы Спортивное развлечение «А ну ка – мамы!» Коллаж «Наши мамы» Игра-путешествие « Моя малая Родина» Экскурсия к церкви Илии Пророка, по пешеходной зоне от проспекта Неплюева до ул. Денисова по ул. Майской Природоохранная акция «Берегите цветыпервоцветы» (изготовление плакатов, листовок, и раздать родителям д/с) 12 1. Рождение города Рассматривание альбома «Троицк исторический» (фотографии старого и нового города) Виртуальное путешествие по рекам родного края 2. Реки нашего города 3. Природа и ближайшее апрель окружение 4. Труд людей весной Туристический поход на берег реки Уй Экскурсия в магазин «Дачник» Знакомство с профессией цветовод, флорист Д/и «Растения нашего леса» Знакомство с историей герба Троицка Коллективная работа «Герб нашего города» Экскурсия к вечному огню Акция «Спасибо!» Изготовление открыток для ветеранов Познавательная деятельность совместно с родителями «Древо семьи» Туристический поход на набережную реки Уй с родителями Развлечение «Лето, ах лето!» 5. Герб Троицка 1. День Победы май 2. Моя семья, моя родословная. 3. Здравствуй лето! 4. Диагностика Итого: 1 занятие в неделю, 34 занятия в год Возраст детей 5 – 7 лет Содержание и задачи Детский сад Задачи Обобщить знания детей о живом и неживом, находящемся на территории Троицка, взаимосвязь и приспособление животного к среде обитания. Определить степень озеленения и загрязнения. Закрепить навыки составления карт – схем. Познакомить с компасом. Блок занятий Беседа. Составление маршрута «Нам поможет компас». Экскурсия по микрорайону. Природа города Возраст Детей Задачи Блок занятий 13 5-7 лет Уточнить представления детей о значении леса, его охране. Формировать элементарные представления о взаимосвязи живых организмов со средой обитания. Определить почвенный состав. Познакомить с образованием, свойствами полезного ископаемого, как способность познания: принимать цель наблюдения и ставить ее самостоятельно, использовать в наблюдениях интеллектуальные способности, планировать ход наблюдений. Делать выводы, фиксировать в фенологическом календаре. Воспитывать гуманное отношение к родной природе. Беседа. Разработка мероприятий по озеленению города. Творческая деятельность Микрорайон Возраст Детей 5-7 лет Задачи Закрепить знания детей о расположении детского сада в микрорайоне. Обобщить знания детей об окружающем растительном мире. Используя карту схему, изготовить макет микрорайона. Развивать желание сделать микрорайон лучше и чище. Блок занятий Беседа. Экскурсия по карте – схеме «Наш район». Изготовление макета «Наш район» Высадка цветов на клумбу. Мой город Возраст Детей 5-7 лет Задачи Блок занятий Обобщить знания детей о родном городе. Продолжить знакомить с историей образования города. Познакомить с коренными жителями, с его традициями и обычаями. Дать понятие, что история города неразрывно связана с историей их страны. Воспитывать чувство гордости за свой народ. 14 Беседа Экскурсия в музей. Музыкально – литературная гостиная «Песни и стихи о Троицке» Изготовление макета «Наш микрорайон» 2.1. Особенности взаимодействия коллектива с семьями воспитанников. При реализации краеведческой программы важным аспектом является взаимодействие с семьей, которое строится на понимании того, что родители - это полноправные участники образовательного процесса. Вовлечение родителей в образовательное пространство способствует формированию личности, воспитания любви к своим родным и близким, дому, детскому саду, любви к родному городу, родной природе, так как семья занимает ведущее место в нравственно-духовном, патриотическом воспитании детей. Формы работы: анкетирование, опрос родителей; консультирование, советы и рекомендации по вопросам посещения с детьми музеев, выставок, экспозиций, памятных мест; совместные экскурсии к памятникам архитектуры, посещение городского музея; совместная подготовка и проведение народных праздников, посиделок; участие в создании мини-музея в ДОУ (создание макетов, подбор экспонатов, оформление альбомов, составление рассказов, загадок и т.д.); организация выставок совместного творчества взрослых и детей; дни открытых дверей (просмотры занятий, игровой деятельности); родительские участие в совместных акциях; творческих, познавательных проектах. 15 3.1. Организация предметно-пространственной среды Реализация регионального компонента требует четкого построения предметноразвивающей среды в ДОУ. Принципы построения: Насыщенность среды: соответствует возрасту, индивидуальным особенностям детей, содержанию краеведческой Программы. Образовательное пространство оснащено средствами обучения, соответствующими материалами, игровым оборудованием, которые обеспечивают: игровую, двигательную, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников; сменяемость материала в зависимости от темы или проекта; наличие в группе неоформленного игрового материала; наличие в группе изделий, предметов, отражающих региональный компонент. Трансформируемость пространства дает возможность изменений предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, от интересов и возможностей детей. Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметной среды. Вариативность среды позволяет создать различные пространства; использовать разнообразные материалы - игрушки, пособия, макеты, оборудование, обеспечивающий свободный выбор детей. Игровые материалы периодически меняются, что стимулируют детскую деятельность. Доступность среды в использовании игр, игрушек, материалов, пособий, обеспечивает все основные виды детской активности и создает условия для свободного доступа детям. Безопасность среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по надежности и безопасности их использования. В каждой группе функционирует центр краеведения, в котором находится иллюстративный материал, открытки, фотоальбомы по ознакомлению дошкольников с семьей, городом, краем, их символикой, животным и растительным миром г.Троицка, куклы в национальных костюмах. Дети в условиях свободного доступа могут пополнять и закреплять свои знания о малой родине. Материалы по краеведению размещены и в других центрах: искусства (материал для изобразительного творчества по теме недели, выставки изделий и предметов декоративно-прикладного искусства, различная посуда, народные игрушки, иллюстративный материал и т. д.); физкультуры и здоровья (атрибуты для народных игр); книги (произведения для детей, журналы, книги, иллюстрации о родном городе, крае); поисково - исследовательский (гербарии, алгоритмы, коллекции). В методическом кабинете в помощь педагогам оформлены дидактические материалы, наглядные пособия, иллюстрации. В музыкальном зале имеется аудиотека «Родимая сторонушка». В костюмерной ДОУ – несколько вариантов русских народных костюмов для организации и проведения досугов, праздников. В мини-музее все распределено по блокам, в соответствии с тематикой, назначением, задачами по разделам, экспозициям: «Троицк – мой любимый город», «Люди разных профессий», «Флора и фауна Троицка», «Культурное наследие». Данный материал используется в соответствии с планом работы группы 16 Раздел III. Организационный 3.2. Описание материально-технического обеспечения краеведческой Программы Материально – технические условия реализации программы соответствуют: - СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; правилам пожарной безопасности; требованиям к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей; - требованиям к оснащённости помещений РППС; - требованиям к материально – техническому обеспечению программы (УМК), оборудование, оснащение. В рамках реализации краеведческой программы предусмотрена организация разных видов деятельности, как на территории МБДОУ, так и в ее помещении. 17 Помещения мини-музей Групповые помещения учетом возрастных особенностей Материально-техническое Содержание оснащение - иллюстративный материал, Приобщение детей к социально- открытки, фотоальбомы значимым событиям города, по ознакомлению праздникам, знакомство с дошкольников с городом, историей, обычаями, культурой, достопримечательностями родного краем, их символикой, города, края. историей, профессиями, животным и растительным миром; герб: страны, края, города. Центры развития, в том числе - игровая деятельность; с центр краеведения включающие: - самостоятельная творческая деятельность; предметны народно-декоративно - труд в уголке природы; – прикладного творчества, - выставки совместного альбомы, игры, дидактический творчества детей. материал, детская Деятельность направлена на художественная литература природоведческого содержания, знакомство с историей города, края, ее интересными местами, - материал по изготовлению книжек с рассказами о городе, крае, природными особенностями, воспитание патриотических чувств. семье; - ширмы для театрализации для разыгрывания экологических спектаклей, правил поведения на улицах города; - макеты: связанные с сезонными изменениями в природе (макет леса, реки, животных), с объектами городской инфраструктуры; - спортивный инвентарь и - атрибуты для подвижных народных игр. 18 Музыкальный и физкультурный зал Методический кабинет Холлы - музыкальный центр, .Праздники, досуги, конкурсы, детские музыкальные инструменты, непосредственно-образовательная - аудиотека «Родимая деятельность, индивидуальная сторонушка», видеотека «Моя работа, консультирование малая Родина»; педагогов и родителей: - костюмы и атрибуты к народным - развитие музыкально играм; творческих способностей детей; - театральная ширма; - реализация самостоятельной - проектор, экран, ноутбук творческой деятельности детей; - спортивный инвентарь и 2. Просмотр видеосюжетов и атрибуты для подвижных видеороликов; демонстрации народных игр презентаций, сопровождение мероприятий; использование видео-фондов мини-музея ДОУ; представление результатов работы на методических площадках, родительских собраниях. Праздники, досуги, спортивные соревнования, непосредственнообразовательная деятельность. - развитие физических качеств; - укрепление здоровья детей, приобщение к здоровому образу жизни. 1 компьютер, принтер, доступ к Оказание методической помощи информационным системам педагогам; организация информационно консультаций, семинаров, телекоммуникационным сетям; выставок методических и - нормативные и инструктивные дидактических материалов по материалы; краеведению. - наглядно-демонстрационный материал; - выставка новинок методической литературы. - информационные стенды; - информационно - на стенах лестничных маршей просветительская деятельность; сменные выставки детских - нравственно - патриотическое, творческих работ (приуроченных эстетическое развитие сезонным изменениям в природе, дошкольников; дню рождения детского сада, - демонстрация достижений ДОУ. города, края, дню семьи) 19 Список литературы: 1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. действительностью (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ЦГЛ, 2008. Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М.: просвещение 1985. Кондратьева Н.Н. Мы программа экологического образования. С- Петербург «Детство-пресс», 2004г. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры СПб.: ООО «Издательство» «Детство-Пресс», 2010. Лихачѐв Д. С. Экология культуры / Прошлое – будущему: Статьи и очерки. – Л.: Наука, 1985. – С. 49-51, 61-63. Примерная образовательная программы дошкольного образования «Детство»/Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.- СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2014. Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду. – М.: Линка - Пресс, 2008. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. — М., 2001. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013. 28