ЛЮБИ И ЗНАЙ РОДНОЙ СВОЙ КРАЙ

1

Содержание программы

1.1.
1.1.1.
1.1.2.
1.2.
2.1

2.1.1.
2.1.2.
2.1.3.
2.1.4.
2.1.5.
2.2.

2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.

3.1.
3.5.
5

Введение
Раздел I. Целевой раздел
Пояснительная записка.
Цели и задачи реализации программы.
Принципы и подходы к формированию Программы.
Планируемые результаты освоения Программы.
Раздел II. Содержательный раздел
Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с
учетом используемых вариативных примерных программ дошкольного
образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию
данного содержания.
Социально-коммуникативное развитие.
Познавательное развитие.
Речевое развитие.
Художественно-эстетическое развитие.
Физическое развитие.
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации
Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников, специфики их образовательных потребностей и
интересов.
Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных
практик
Способы и направления поддержки детской инициативы.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников.
Иные характеристики содержания Программы.
Учебно – тематический план
Раздел III Организационный раздел
Описание материально-технического обеспечения Программы
Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды.
Литература

2

ВВЕДЕНИЕ
Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Люби и знай родной
свой край» (далее Программа) туристко-краеведческой направленности ориентирована на детей
дошкольного возраста с 5 до 7 лет.
Основные принципы, положенные в основу программы:
 принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание
благоприятных условий для их развития;
 принцип демократичности, предполагающий сотрудничество воспитателя и ребёнка;
 научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
 систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе,
накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная
значимость, актуальность, воспитательная ценность.
Актуальность программы по краеведению «Люби и знай родной свой край» в том, что через
взаимодействие с семьей и ближайшим социальным окружением, используя материалы минимузея, природные особенности региона, культурно-исторические традиции и народное творчество,
а также через социальные акции воспитываются нравственно-патриотические чувства,
основы экологической культуры, способствует социализации ребенка, развивает познавательный
интерес. Программа разработана в соответствии с требованиями основных нормативных
документов:
• Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989г.);
• Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 г. № 295-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
• Письмо министерства просвещения Российской Федерации от 19.08.2022 г. «Об адаптированных
дополнительных общеразвивающих программах»;
• Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение
Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
• Паспорт национального проекта «Образование» (утвержденный президиумом Совета при
Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам,
протокол от 24.12.2018г. №16);
• Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
• Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467 «Об
утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования
детей»;
• Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы. Методические рекомендации ФГБНУ «Институт изучения
детства, семьи и воспитания»» // Москва: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО,
2023.;
• Уставом МБДОУ «Детский сад № 7».
В программе раскрывается методика работы по туристско-краеведческой деятельности с детьми
дошкольного возраста. Представлены все основные аспекты: краеведение, знакомство с
растительным и природным миром нашего края и др.

3

Раздел I. Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка.
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель и задачи программы
Цель программы: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и
чувства к своей семье, месту, где он живет, к природе, культуре на основе исторических и
природных особенностей г. Троицка. Воспитание собственного достоинства как представителя
своего народа, уважения к прошлому, настоящему, будущему родного края, толерантного
отношения к представителям других национальностей.
Задачи:
 Развивать познавательный интерес к изучению родного города, его истории, быту,
социальных объектов, достопримечательностей; Воспитание у ребенка любви и
привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
 Обогащать представления детей об окружающем мире, через ознакомление с природой
родного края; Формирование бережного отношения к природе и всему живому;
 Формирование экологических и краеведческих знаний; системно и углубленно
познакомить юных Троичан с историей и культурой родного города;
 Знакомство с государственными символами: флагом, гербом, гимном;
 Воспитывать нравственно-патриотические чувства, любовь и уважение к своей семье,
малой родине, толерантное отношение к народам других национальностей;
 Способствовать вовлечению родителей воспитанников (законных представителей) в
совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада для передачи
культурно-исторического наследия.
Решение задач по данной программе предусматривается не только в рамках
организованной образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов – как в
совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности
дошкольника.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы.
При выстраивании педагогического процесса по ознакомлению дошкольников с
родным городом учитываются следующие принципы:
историзма - реализуется путем сохранения хронологического порядка описываемых явлений
и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши
дни). Это обусловлено несформированностью у дошкольников исторического сознания: они
не могут представить историческую прямую времени, определить свое место на ней и
проследить удаленность тех или иных событий;
гуманизации - предполагает умение педагога встать на позицию ребенка, учесть его точку
зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребенке полноправного партнера, а
также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному
краю, Отечеству;
дифференциации - заключается в создании оптимальных условий для самореализации
каждого ребенка в процессе освоения знаний о родном городе с учетом возраста, пола
ребенка, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др;
интегративности - реализуется в сотрудничестве с семьей, библиотекой, выставочным
залом, музеем и т.п.; в естественном включении краеведческого материала в базовые
программы дошкольного образования. Содержание краеведческого материала определяется с
учетом преемственности с начальной школой; сочетания всех видов деятельности при

4

знакомстве детей с историко - культурными особенностями города.
Интеграция в педагогическом процессе рассматривается как фактор создания
эмоционального благополучия ребенка в детском саду, как важнейшее условие его
целостного развития, первых творческих проявлений и становления индивидуальности;
принцип постепенного перехода от более близкого ребенка, личностно- значимого (дом,
семья, детский сад, к менее близкому – культурно- историческим фактам).
Деятельности подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края: дети
сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои
чувства и представления об увиденном и услышанном (творческая игра, составление
рассказов, изготовление поделок, благоустройство и охрана окружающей природы).
Программа ориентирована на детей дошкольного возраста с 6 до 7 лет.
Объем и срок освоения программы: 1 год обучения
Режим занятий – 1 раз в неделю, продолжительностью 30 минут
Программа состоит из четырех блоков:
«Детский сад»
«Наш микрорайон»
«Город»
«Природа г. Троицка»
Все четыре блока связаны единой идеей, целью, задачами.
Программа подразумевает понедельное ознакомление и формирование знаний о месте, в
котором живем, по определенной тематике на занятиях, которые проводятся один раз в две
недели.
1.1.3. Планируемые результаты освоения Программы
Планируемые результаты на этапе завершения дошкольного образования:
ребенок обладает начальными представлениями о природном и социальном мире родного
края;
ребенок проявляет интерес к событиям настоящего и прошлого города Троицка;
хорошо ориентируется не только в ближайшем к детскому саду и дому микрорайоне, но и
в центральных улицах родного города, знает и стремится выполнять правила поведения в
городе;
проявляет интерес к представителям разных этносов своего города, к знакомству с их
культурой, традициями; толерантно относится к детям других национальностей;
проявляет интерес к родословной семье, имеет представления о семейных и родственных
связях, правилах общения, значимых событиях, традициях;
отражает свои впечатления об особенностях города, края в предпочитаемой деятельности:
воплощает образы в играх, разворачивает сюжет, изображает, участвует в театральных
постановках, детском книгоиздательстве, оформлении выставок;
самостоятельно может рассказать о городе (ее достопримечательностях, природных
особенностях, памятных местах, выдающихся людях);

5

проявляет интерес к литературным произведениям, творчеству писателей и поэтов,
народных умельцев, музыкальных творческих коллективов, художников города; вспомнить
стихотворения, песни, народные игры;

ребенок способен самостоятельно применять игры разных народов города, края для
организации собственного досуга;
с удовольствием включается в проектную деятельность, детское коллекционирование,
музейные выставки, связанные с познанием малой родины;
бережно относиться к родной природе, результатам труда других людей.
Оценка индивидуального развития детей по формированию навыков краеведческой
культуры осуществляться через:
анализ детской деятельности (рассказы о городе, творческие работы, детские проекты,
участие в социально-значимых событиях города, сюжетно-ролевые игры с общественной
тематикой, дидактические игры);
наблюдение за поведением и общением детей (положительная направленность поведения,
проявляющаяся в усвоенных нормах и правилах поведения в ДОУ и общественных местах).
Раздел II. Содержательный раздел
2.1. Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями
развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом
используемых вариативных примерных основных образовательных программ
дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию
данного содержания.
Реализация областей определяется конкретной образовательной ситуацией в группе,
индивидуальными склонностями детей, интересами, особенностями развития.
2.1.1. Социально-коммуникативное развитие включает:
развитие эмоционально-ценностного отношение к семье, дому, улице, городу Троицку;
формирование толерантности к людям разных национальностей, проживающих на
территории города Троицка, ценностного отношения к их культуре, обычаям,
традициям;
воспитание у дошкольников любви и привязанности к своей семье, родному дому,
уважение к семейным ценностям;
воспитание чувства уважения к профессиям создающих красоту родного город;
содействие эмоциональной и практической вовлеченности детей в события городской
жизни (привлечение к участию в культурных мероприятиях, праздниках, городских
акциях);
развитие чувства принадлежности к малой родине, понимание того, что история
родного города Троицка, региона неразрывно связана с историей России.
2.1.2. Познавательное развитие включает:

формирование любови к родному городу, краю, интереса к его прошлому и
настоящему; умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном
окружении;
обогащение представлений детей о многообразии растительного и животного мира
родного края, о значении природных богатств в жизни человека;
расширение представлений детей о характерных особенностях города, об
учреждениях культурно-бытового назначения, достопримечательностях, памятных
мест, культурном и природном экономическом своеобразии г. Троицка;
ознакомление детей с многообразием народов, населяющих наш край (особенности
6

быта, национальной одежды, традиций)
2.1.3. Речевое развитие включает:
формирование интереса детей к литературным произведениям, творчеству писателей
и поэтов г. Троицка;
развитие речевого творчества в придумывании сказок и историй о событиях и
достопримечательностях малой родины.
2.1.4. Художественно-эстетическое развитие включает:
расширение представлений о творчестве музыкантов, народных умельцев,
художников, писателей г. Троицка;
развитие эстетического восприятия в процессе чтения произведений художественной
литературы о малой родине, в беседах о событиях, происходящих в родном городе, в
рассуждениях о достопримечательностях края;
развитие творческих способностей детей в играх-фантазиях, изобразительной,
театрализованной деятельности на содержании освоенного краеведческого материала;
формирование чувства гордости за культурное наследие г. Троицка.
2.1.5. Физическое развитие включает:

ознакомление детей с традиционными и национальными подвижными играми
народностей, проживающих на территории города Троицка;
формирование здорового образа жизни через знакомство с видами спорта,
спортсменами и их достижениями, содействие активному участию в спортивных
мероприятиях города.
Программно-методическое обеспечение:
Примерная образовательная программа дошкольного образования
«Детство»/Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.- СПб.: ООО «Издательство
«Детство-пресс», 2014 г.
2. Кондратьева Н.Н. Мы программа экологического образования. С-Петербург «Детствопресс», 2004г.
3. Воронкевич О.В. Добро пожаловать в экологию. Перспективный план работы по
формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. СПб.: ООО
«Издательство» «Детство-Пресс», 2011.
4. Князеква О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры
СПб.: ООО «Издательство» «Детство-Пресс», 2010.
5. Кондрыкинская, Л. А. С чего начинается Родина. (опыт работы по патриотическому
воспитанию в ДОУ). – М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Алешина
Н.В.
Ознакомление
дошкольников
с окружающим
и социальной
действительностью (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ЦГЛ, 2008.
7. Марудова Е.В. Ознакомление
дошкольников
с
окружающим
миром
(экспериментирование). – СПб.: ООО «Издательство»«Детство-Пресс», 2010.
8. Маневцева Л.М. Листок на ладони. Методическое пособие по проведению экскурсий с
целью экологического и эстетического воспитания дошкольников.– СПб.: ООО
«Издательство» «Детство-Пресс», 2005.

1.

2.2.

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы
с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их
образовательных потребностей и интересов

Для реализации программы предлагаем следующие методы и формы:
7

Наглядный метод используется вовремя:
 Чтения педагогом рассказов; составление рассказов о профессиях родителей, горожан,
природе города, края;
 Рассматривания картин, иллюстраций, отражающих отношение людей к малой родине
(альбомов,
фотографий,
книг
о
городе,
природе,
фотографии
с
достопримечательностями);
 Познавательно - игровая деятельность в уголках краеведения;
 Праздники, развлечения, конкурсы, посвященные городу;
 Экскурсии по городу, целевых прогулок; наблюдения, целевые прогулки, экскурсии по
городу обеспечивающие знакомство с городом (домами, близлежащими улицами,
социально - культурными объектами, достопримечательностями, памятными местами);
 Беседы с просмотром фотографий, иллюстраций. Фильмов.
 Экспериментально – опытнической деятельности.
 Создание фотоальбома в группах «Город, в котором живешь»;
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
 Развитие эстетического восприятия и суждений в процессе чтения произведений
художественной литературы, легенд, о городе, крае;
 Проведение разнообразных игр;
 Загадывание загадок;
 Проведение конкурсов, тематических вечеров, конкурсов;
Практический метод используется, когда необходимо:
 Организовать продуктивную деятельность; участие в проектной деятельности
продуктом, которой являются плакаты, создание карт города, макеты, составление
маршрутов по городу, коллекционирование;
 Участие в совместных с воспитателем труде, на участке детского сада: посильная
уборка участка после листьев, подкормка птиц, посадка цветов, украшение города к
праздникам;
 Сбор гербариев растительности, лекарственных трав города, края;
 Изготовление наглядных пособий для занятий;
 Участие с родителями и воспитателями в социально-значимых событиях,
происходящих в городе: чествование ветеранов, социальные акции;
 Изготовление сувениров к дню рождения города;
Формы работы с детьми.
 Занятия, беседы; беседы о событиях, происходящих в родном городе, о
достопримечательностях. Тематика бесед: «Что надо делать, чтобы наш город был
красивым», «Любимые места в городе», «Деревья моего города», «Жители города»,
«Звуки города», «Кто твои соседи», «А у нас во дворе», «Куда течет река Енисей»,
«Красота тайги», «Край-труженик (о промышленном и сельском хозяйстве), «Мы друзья леса», «Обитатели наших лесов», «Народы, населяющие наш город, край»
 Игры – путешествия, викторины; дидактические
игры: «Кто где
живет»,
«Узнай
и
назови»,
«Составь фотографию», «Транспорт в нашем
городе», «Знаешь ли ты свой город», «Узнай по описанию» и др.;
 Проведение совместных праздников;
 Экскурсии, целевые прогулки;
 Развлечения, основанные на русском фольклоре;
 Спортивно – театрализованные досуги;
 Выставки детского рисунка в детском саду «Город, в котором мы живем», «Мой
праздничный город»;

8

Краеведческая программа в соответствии со стоящими перед ней задачами и с учетом
специфики дошкольного возраста реализуется с помощью разных средств, методов и приемов,
которые стимулируют любознательность, вовлекают воспитанников в активный
исследовательский поиск, формируют познавательные потребности и мотивацию, развивают
творчество.
игры-экспериментирования и исследовательская деятельность, позволяющая детям
устанавливать связи между созданием и использованием предмета для детской
деятельности и его использованием в городской среде;
проектная деятельность, проблемные ситуаций, поисковые вопросы, которые
позволяют
стимулировать
проявления
любознательности
дошкольников,
самостоятельный поиск информации (найти интересный факт, новую
иллюстрацию);
музейная педагогика – которая интегрировано решает задачи эстетического,
нравственного, духовного, патриотического воспитания.
Помогает лучше узнать свой родной край, особенности природы, истории, культуры
и их взаимосвязь с историей и культурой страны;
информационно – коммуникативные технологии – обеспечивают наглядность,
способствуют лучшему запоминанию, расширяют кругозор. Презентации,
видеофрагменты, слайды, помогают познакомиться с теми фактами, которые нельзя
увидеть в повседневной жизни: историю детского сада, города, традиции, обычаи,
познакомиться с профессиями горожан и др.

2.3. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Культурные практики ориентированы на проявление детьми самостоятельности и
творчества в разных видах деятельности.
В культурных практиках воспитателем создается атмосфера свободы выбора,
творческого обмена и самовыражения, сотрудничества взрослого и детей.
Совместная игра воспитателя и детей направлена на обогащение содержания творческих игр
краеведческой направленности, освоение детьми игровых умений, необходимых для
организации самостоятельной игры.
Ситуации общения и накопления положительного социально - эмоционального опыта носят
проблемный характер и заключают в себе жизненную проблему близкую детям, в разрешении
которой они принимают непосредственное участие.
Творческая деятельность, предполагает использование и применение детьми знаний и
умений по художественному творчеству, организацию восприятия музыкальных и
литературных произведений и свободное общение воспитателя и детей на литературном,
художественном или музыкальном материале писателей, поэтов, художников, мастеров
декоративно-прикладного искусства города Троицка.
Система игр и заданий. Сюда относятся развивающие игры, логические упражнения,
занимательные задачи.
Досуги и развлечения (познавательные, творческие, оздоровительные).
Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность носит общественно полезный
характер и организуется как хозяйственно-бытовой труд и труд в природе.

2.4. Способы и направления поддержки детской инициативы
В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоциональнопрактическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь и стремится к
9

активной деятельности. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет его
развитие. Поэтому при организации краеведческой работы с дошкольниками планируются
разнообразные виды деятельности - игровая, изобразительная, познавательно исследовательская, чтение. Интеграция различных видов деятельности, а также включение
методов познавательной активности – обеспечивают повышение интереса к данной теме.
Методы повышения познавательной активности:
элементарный анализ (установление причинно-следственных связей);
экспериментирование и опыты;
придумывание сказок, рассказов; сюрпризные моменты;
элементы творчества и новизны; игровые и воображаемые ситуации; решение
логических задач;
метод моделирования и конструирования;
исследование предметов живой и неживой природы;
прогнозирование (умение рассматривать предметы и явления в движении – прошлое,
настоящее и будущее);
игровые приемы;
проблемные ситуации и задачи; неясные знания (догадки);
предположения (гипотезы).
Детская
инициатива проявляется в свободной и самостоятельной деятельности детей по
выбору и интересам в форме самостоятельной инициативной деятельности:
- отражают впечатления об увиденном на прогулках, экскурсиях по городу в творческой
деятельности (конструируют, рисуют, лепят); организуют выставки в творческих
мастерских;

- экспериментируют с объектами и материалами неживой природы;
- разворачивают игровые сюжеты, сочиняют рассказы;
- организуют театрализованные представления, концерты;
- придумывают сказки, рассказы о семье, городе;
- организуют подвижные игры.
Каждое последующее занятие продолжает и конкретизирует главную тему, заканчивая
творческую деятельность, где высказывают свои впечатления, отражают в рисунках,
чертежах, картах – схемах, изготавливают макеты. Во время таких занятий дети наблюдают
явления природы, знакомятся с объектами, упражняются в освоении туристических навыков
и умений, учатся контактировать друг с другом и взрослыми. На основе собранного материала
во время походов организуется ландшафтно – этнографический музей, который позволит
познакомить дошкольников с национальными природными особенностями края, с
использованием ресурсов и отношением людей и природы в конкретном районе, с
экологическими проблемами на примере своей местности.
Большое значение в экологическом воспитание ребят имеет среда, в которой они проводят
длительное время, в частности, среда нашего дошкольного учреждения. Поэтому в первом
блоке «Детский сад» идет оценка экологической ситуации, в которой находится детский сад и
составляется «Экологический паспорт». Во втором и третьем блоке итоговые занятия.
Задачи
Город Троицк.
Проявлять стойкий интерес к истории и традиции города.
Понимать, что место, где он родился, вырос, дорого для каждого человека. Это его малая
родина. Испытывать чувство гордости за нее.
Россия.
Иметь элементарные представления о том, что наша страна – Россия, она большая. Троицк –
10

часть России. В России много краев и областей.
Знать государственную символику России: герб. Флаг, гимн.
Понимать, что есть Родина большая и малая: Россия – это большая Родина. Всех , кто живет в
России, называется россиянами.
Знать, что Москва – главный город, столица России. Иметь представление о некоторых
культурных и исторических местах Москвы.
Проявлять интерес к познанию свое Родины, испытывать чувство гордости за нее.
Природа
Продолжить знакомство с природой родного края, растительным и животным миром,
природной зоны региона, страны.
Русская народная культура
Иметь представление о том, что в Троицке живут разные народы:
Русские. Украинцы. Татары , Казахи и др. У каждого народа есть свой язык и традиционная
культура (костюм, виды деятельности, искусство и др.)
Иметь элементарные представления об условиях жизни, иметь элементарное представление о
занятиях предков русского народа, знать предметы мебели, посуды, одежде,

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРОГРАММЕ
Систематизировать знания детей о характерных особенностях города, об учреждениях
культурно-бытового назначения, достопримечательностях, памятных мест.
2.
Расширить представление о географическом, культурном своеобразии г. Троицка.
3. Формировать интерес к истории, традициям, обычаям города. Содействовать проявлению
инициативности и желанию принимать участие в традициях города, горожан, культурных
мероприятиях и социальных акциях.
6. Развивать умение ориентироваться по карте, глобусу, находить свою страну, родной
город.
7. Формировать у детей представление о символике родного города.
5. Знакомить детей с многообразием народов, населяющих наш город (особенности быта,
национальной одежды).
7. Воспитывать уважение к людям различных национальностей, эмоционально - ценностное
отношение к своему дому, улице, городу, эстетические чувства, связанные с красотой
природного мира.

1.

Месяц

Тема занятия
1.Дорожная безопасность

Региональный компонент
Изготовление макета «Я иду в детский сад»
(маршрут до детского сада с соблюдение ПДД).
Д/игра «Дорожные знаки на улицах города».

2.Что нам осень подарила?
Осенний лес.

октябрь

Викторина «Растительный мир нашего города»
Прогулка на набережную «Чудеса природы».
Сбор природного материала.
Изготовление фотоальбома «Осень в нашем городе»
с привлечением родителей.
3. Знакомство с
Д/игра «Откроем «Красную книгу».
лекарственными растениями Беседа «Лекарство на подоконнике»- рассказ о
Южного Урала
комнатных лекарственных растениях дома и в
саду и правилах безопасного общения с ними.
4. Добрые дела.
Акция с родителями «Добрые слова для пожилых
людей - заучивание стихов, изготовление открыток.
5. Наши земляки - герои

Экскурсия к памятнику «Воинам
интернационалистам»
11

Беседа «Мы помним героев»
1. День Народного единства. Квест-игра «Когда мы едины»
Моя страна.
2. Спортивные ребята
Целевая прогулка на стадион 17 лицея.
Игры с мячом на стадионе.
ноябрь

3. Животные нашего леса.
Природа и ближайшее
окружение
4. Никого роднее мамы в
целом мире нет!
1. Здравствуй гостья зима!
2. Наша Родина Россия –
наш Троицк.

декабрь

3. Птицы нашего города

4. Мы встречаем Новый
год.
1. В январе, в январе
много снега во дворе!
январь

2. Юные волонтеры
3. Бытовая техника.

1. Улицы нашего
микрорайона
2. Достопримечательности
города
февраль
3. Все работы хороши, а
у папы лучше
4. Проводы зимы
1. Наши любимые мамы
2. Дом, улица, город
март

3. К нам весна шагает.
Природа и ближайшее
окружение
4. Цветы-первоцветы
нашего края

Изготовление карты Южного Урала
Д.и. «Места обитания животных нашего края»
Клуб интересных встреч.
Рассказ-интервью о профессиях мам.
Вернисаж «Зима в Троицке».
Акция «Береги елочку» (размещение плакатов в
микрорайоне).
Викторина «Знатоки г. Троицка». Познавательно игровая деятельность в мини музее «Троицк
многонациональный».
«Покормите птиц зимой» акция для детей
совместно с родителями
«В моем дворе заботятся о птицах» изготовление и развешивание кормушек
Беседа «Новогодние игрушки из старинного
сундука». Собрать с родителями коллекцию
старинных игрушек. Оформление выставки в минимузее.
Экскурсия на площадь г. Троицка
Фотоальбом «Зима - белоснежка!» - с родителями.
Публикация фотографий зимних развлечений на
странице в ВК.
Расчистка снега, развешивание кормушек,
изготовленных детьми, на участках ясельных групп.
Экскурсия в городской музей «Старинные предметы
быта».
Прогулка по микрорайону.
Составление схемы безопасного маршрута.
Виртуальная экскурсия по городу
Д\И «Найди, где я живу»
Клуб интересных встреч – знакомство с профессиями
пап.
Развлечение «Будем зиму провожать»
Русские-народные игры-забавы
Спортивное развлечение «А ну ка – мамы!»
Коллаж «Наши мамы»
Игра-путешествие « Моя малая Родина»
Экскурсия к церкви Илии Пророка, по пешеходной
зоне от проспекта Неплюева до ул. Денисова по ул.
Майской
Природоохранная акция «Берегите цветыпервоцветы» (изготовление плакатов, листовок, и
раздать родителям д/с)
12

1. Рождение города

Рассматривание альбома «Троицк исторический»
(фотографии старого и нового города)
Виртуальное путешествие по рекам родного края

2. Реки нашего города
3. Природа и ближайшее
апрель окружение
4. Труд людей весной

Туристический поход на берег реки Уй
Экскурсия в магазин «Дачник»
Знакомство с профессией цветовод, флорист
Д/и «Растения нашего леса»
Знакомство с историей герба Троицка
Коллективная работа «Герб нашего города»
Экскурсия к вечному огню
Акция «Спасибо!» Изготовление открыток для
ветеранов
Познавательная деятельность совместно с
родителями «Древо семьи»
Туристический поход на набережную реки Уй с
родителями
Развлечение «Лето, ах лето!»

5. Герб Троицка
1. День Победы

май

2. Моя семья, моя
родословная.
3. Здравствуй лето!
4. Диагностика

Итого: 1 занятие в неделю, 34 занятия в год

Возраст
детей
5 – 7 лет

Содержание и задачи
Детский сад
Задачи
Обобщить знания детей о живом и неживом,
находящемся на территории Троицка,
взаимосвязь и приспособление животного к
среде обитания.
Определить степень озеленения и
загрязнения. Закрепить навыки составления
карт – схем. Познакомить с компасом.

Блок занятий
Беседа.
Составление маршрута «Нам
поможет компас».
Экскурсия по микрорайону.

Природа города
Возраст
Детей

Задачи

Блок занятий

13

5-7 лет

Уточнить представления детей о значении
леса, его охране. Формировать элементарные
представления о взаимосвязи живых
организмов со средой обитания. Определить
почвенный состав. Познакомить с
образованием, свойствами полезного
ископаемого, как способность познания:
принимать цель наблюдения и ставить ее
самостоятельно, использовать в наблюдениях
интеллектуальные способности, планировать
ход наблюдений. Делать выводы,
фиксировать в фенологическом календаре.
Воспитывать гуманное отношение к родной
природе.

Беседа.
Разработка мероприятий по
озеленению города.
Творческая деятельность

Микрорайон
Возраст
Детей
5-7 лет

Задачи
Закрепить знания детей о расположении
детского сада в микрорайоне.
Обобщить знания детей об окружающем
растительном мире. Используя карту
схему, изготовить макет микрорайона.
Развивать желание сделать микрорайон
лучше и чище.

Блок занятий
Беседа.
Экскурсия по карте – схеме «Наш
район».
Изготовление макета «Наш район»
Высадка цветов на клумбу.

Мой город
Возраст
Детей
5-7 лет

Задачи

Блок занятий

Обобщить знания детей о родном городе.
Продолжить знакомить с историей
образования города. Познакомить с
коренными жителями, с его традициями и
обычаями.
Дать понятие, что история города
неразрывно связана с историей их страны.
Воспитывать чувство гордости за свой
народ.

14

Беседа
Экскурсия в музей.
Музыкально – литературная
гостиная «Песни и стихи о Троицке»
Изготовление макета «Наш
микрорайон»

2.1.

Особенности взаимодействия коллектива с семьями воспитанников.
При реализации краеведческой программы важным аспектом является взаимодействие с
семьей, которое строится на понимании того, что родители - это полноправные
участники образовательного процесса. Вовлечение родителей в образовательное
пространство способствует формированию личности, воспитания любви к своим родным и
близким, дому, детскому саду, любви к родному городу, родной природе, так как семья
занимает ведущее место в нравственно-духовном, патриотическом воспитании детей.
Формы работы:
 анкетирование, опрос родителей;
 консультирование, советы и рекомендации по вопросам посещения с детьми
музеев, выставок, экспозиций, памятных мест;
 совместные экскурсии к памятникам архитектуры, посещение городского музея;
 совместная подготовка и проведение народных праздников, посиделок;
 участие в создании мини-музея в ДОУ (создание макетов, подбор экспонатов, оформление альбомов,
составление рассказов, загадок и т.д.); 
 организация выставок совместного творчества взрослых и детей; 
 дни открытых дверей (просмотры занятий, игровой деятельности); 
 родительские участие в совместных акциях; творческих, познавательных проектах. 

15

3.1. Организация предметно-пространственной среды
Реализация регионального компонента требует четкого построения предметноразвивающей среды в ДОУ. Принципы построения:
Насыщенность среды: соответствует возрасту, индивидуальным особенностям детей,
содержанию краеведческой Программы. Образовательное пространство оснащено
средствами обучения, соответствующими материалами, игровым оборудованием, которые
обеспечивают: игровую, двигательную, познавательную, исследовательскую и творческую
активность воспитанников; сменяемость материала в зависимости от темы или проекта;
наличие в группе неоформленного игрового материала; наличие в группе изделий,
предметов, отражающих региональный компонент.
Трансформируемость
пространства
дает
возможность
изменений
предметнопространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, от интересов и
возможностей детей.
Полифункциональность материалов позволяет разнообразно использовать различные
составляющие предметной среды.
Вариативность среды позволяет создать различные пространства; использовать
разнообразные материалы - игрушки, пособия, макеты, оборудование, обеспечивающий
свободный выбор детей. Игровые материалы периодически меняются, что стимулируют
детскую деятельность.
Доступность среды в использовании игр, игрушек, материалов, пособий, обеспечивает все
основные виды детской активности и создает условия для свободного доступа детям.
Безопасность среды обеспечивает соответствие всех ее элементов требованиям по
надежности и безопасности их использования.
В каждой группе функционирует центр краеведения, в котором находится
иллюстративный материал, открытки, фотоальбомы по ознакомлению дошкольников с
семьей, городом, краем, их символикой, животным и растительным миром г.Троицка, куклы
в национальных костюмах. Дети в условиях свободного доступа могут пополнять и
закреплять свои знания о малой родине.
Материалы по краеведению размещены и в других центрах:
искусства (материал для изобразительного творчества по теме недели, выставки
изделий и предметов декоративно-прикладного искусства, различная посуда,
народные игрушки, иллюстративный материал и т. д.);
физкультуры и здоровья (атрибуты для народных игр);
книги (произведения для детей, журналы, книги, иллюстрации о родном городе,
крае);
поисково - исследовательский (гербарии, алгоритмы, коллекции).
В методическом кабинете в помощь педагогам оформлены дидактические материалы,
наглядные пособия, иллюстрации.
В музыкальном зале имеется аудиотека «Родимая сторонушка». В костюмерной ДОУ –
несколько вариантов русских народных костюмов для организации и проведения досугов,
праздников.
В мини-музее все распределено по блокам, в соответствии с тематикой, назначением,
задачами по разделам, экспозициям: «Троицк – мой любимый город», «Люди разных профессий»,
«Флора и фауна Троицка», «Культурное наследие». Данный материал используется в соответствии
с
планом
работы
группы

16

Раздел III. Организационный
3.2.
Описание
материально-технического
обеспечения
краеведческой
Программы
Материально – технические условия реализации программы соответствуют:

-

СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
правилам пожарной безопасности; требованиям к средствам обучения и воспитания в

соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей;
- требованиям
к оснащённости помещений РППС;
- требованиям к материально – техническому обеспечению программы (УМК),
оборудование, оснащение.
В рамках реализации краеведческой программы предусмотрена организация разных видов
деятельности, как на территории МБДОУ, так и в ее помещении.

17

Помещения
мини-музей

Групповые
помещения
учетом
возрастных
особенностей

Материально-техническое
Содержание
оснащение
- иллюстративный материал,
Приобщение детей к социально- открытки, фотоальбомы
значимым
событиям
города,
по ознакомлению
праздникам,
знакомство с
дошкольников с городом,
историей, обычаями, культурой,
достопримечательностями родного
краем, их символикой,
города, края.
историей, профессиями,
животным и растительным
миром;
герб: страны, края, города.
Центры развития, в том числе
- игровая деятельность;
с центр краеведения включающие: - самостоятельная
творческая деятельность;
предметны народно-декоративно
- труд в уголке природы;
– прикладного творчества,
- выставки совместного
альбомы, игры, дидактический
творчества детей.
материал, детская
Деятельность направлена на
художественная литература
природоведческого содержания, знакомство с историей города, края,
ее интересными местами,
- материал по изготовлению
книжек с рассказами о городе, крае, природными особенностями,
воспитание патриотических чувств.
семье;
- ширмы для театрализации для
разыгрывания экологических
спектаклей, правил поведения на
улицах города;
- макеты: связанные с сезонными
изменениями в природе (макет
леса, реки, животных), с объектами
городской инфраструктуры;
- спортивный инвентарь и
- атрибуты для подвижных
народных игр.

18

Музыкальный и
физкультурный
зал

Методический
кабинет

Холлы

- музыкальный центр,
.Праздники, досуги, конкурсы,
детские музыкальные инструменты, непосредственно-образовательная
- аудиотека «Родимая
деятельность, индивидуальная
сторонушка», видеотека «Моя
работа, консультирование
малая Родина»;
педагогов и родителей:
- костюмы и атрибуты к народным
- развитие музыкально играм;
творческих способностей детей;
- театральная ширма;
- реализация самостоятельной
- проектор, экран, ноутбук
творческой деятельности детей;
- спортивный инвентарь и
2. Просмотр видеосюжетов и
атрибуты для подвижных
видеороликов; демонстрации
народных игр
презентаций, сопровождение
мероприятий; использование
видео-фондов мини-музея ДОУ;
представление результатов
работы на методических
площадках, родительских
собраниях. Праздники, досуги,
спортивные соревнования,
непосредственнообразовательная деятельность.
- развитие физических качеств;
- укрепление здоровья детей,
приобщение к здоровому образу
жизни.
1 компьютер, принтер, доступ к
Оказание методической помощи
информационным системам
педагогам; организация
информационно консультаций, семинаров,
телекоммуникационным сетям;
выставок методических и
- нормативные и инструктивные
дидактических материалов по
материалы;
краеведению.
- наглядно-демонстрационный
материал;
- выставка новинок методической
литературы.
- информационные стенды;
- информационно - на стенах лестничных маршей
просветительская деятельность;
сменные выставки детских
- нравственно - патриотическое,
творческих работ (приуроченных
эстетическое развитие
сезонным изменениям в природе,
дошкольников;
дню рождения детского сада,
- демонстрация достижений ДОУ.
города, края, дню семьи)

19

Список литературы:

1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

действительностью (младшая, средняя, старшая, подготовительная группы). –
М.: ЦГЛ, 2008.
Жуковская Р.И., Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М.: просвещение
1985.
Кондратьева Н.Н. Мы программа экологического образования. С- Петербург
«Детство-пресс», 2004г.
Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной
культуры СПб.: ООО «Издательство» «Детство-Пресс», 2010.
Лихачѐв Д. С. Экология культуры / Прошлое – будущему: Статьи и очерки. –
Л.: Наука, 1985. – С. 49-51, 61-63.
Примерная образовательная программы дошкольного образования
«Детство»/Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.- СПб.: ООО
«Издательство «Детство-пресс», 2014.
Рыжова Н.А., Логинова Л.В., Данюкова А.И. Мини-музей в детском саду.
– М.: Линка - Пресс, 2008.
Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. — М.,
2001.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования // Приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября
2013.

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».